Отиди на
Форум "Наука"

Правила за писане на научно-популярна статия


Recommended Posts

  • Потребители

Днес като посещавах един руски сайт, то не можах да се стърпя да поместя препоръките, които дават за писане на статия за един техен конкурс.

Ето оригиналния адрес

http://trendclub.ru/blogs/contest_rules/386

а за по-сигурно и по-удобно ще поместя правилата и по-долу:

Некоторое время назад вы спрашивали нашего совета по поводу того, как правильно писать и оформлять заметки и конкурсные работы. Ну что же, Сиреневая Уточка приложила усилие и при помощи редакции составила нижеследующий текст, который является кратким, но вполне конкретным введением в футурологическую журналистику. Надеемся, что это введение поможет вам писать быстрее, лучше и ярче. Более того, мы (без шуток!) гарантируем, что если вы воспользуетесь нашими советами, то ваши шансы на победу в конкурсе резко возрастут.

— Начинайте с начала. Многим новичкам хочется начать с шутки, присказки или побасенки — это может быть интересно в литературе, но не в журналистике. Если не знаете, с чего начать, начните с основной мысли вашей заметки, например: «Сегодня, такого-то числа, был снова отложен запуск Большого адронного коллайдера, гигантского ускорителя заряженных частиц, построенного в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований неподалеку от Женевы в Швейцарии». Видите, одно предложение, а сколько фактов, и все они по делу. Если вы пишете короткую новость, то скорее всего окажется, что этим предложением вполне можно ограничиться — быстрый старт помогает оперативно отжать воду практически из любого текста, потому что как только вы перешли непосредственно к сути вашего материала, литература сразу же оказывается неуместной и просто ненужной.

— Если вы пишете новость, то есть правило перевернутой пирамиды, активно использующееся в западной репортажной журналистике, и получившее определенное распространение у нас. По-русски о нем можно прочесть вот в этом хабрапосте, и оно тоже позволяет очень быстро отжать лишнюю воду и донести суть до читателя.

— В хорошем тексте — от короткой строчки новости и до диссертации — есть ровно одна идея. Возможно, вы рассказываете о каком-то изобретении, или феномене. Возможно, вы хотите поведать о какой-то технологии. В любом случае текст должен отвечать ровно на один важный вопрос: по какой причине он написан? Допустим, вы пишете новость про отложенный запуск БАК — почему это важно? Почему читателю необходимо узнать, что запуск отложен? Что в этой новости такого? Как только вы нашли ответ на этот вопрос, текст по сути готов. Разумеется, если вы пишете большой текст, например, эссе на наш ежемесячный конкурс, то из этого центрального вопроса может возникнуть целая куча боковых. Скажем, если вы пишете о такой новой профессии, как врач-геронтолог, то вы облегчите себе написание заметки, если зададите вопросы к основной теме: почему эта профессия важна? (потому что она позволит увеличить продолжительность жизни), как именно эти врачи будут работать? (возможно, они будут заниматься стволовыми клетками и генетическими исследованиями), какие технологии могут помочь в их работе? (наверное, тунеллирующие микроскопы и инструменты коллаборативной работы вроде wiki) и так далее. Все эти вопросы сфокусируют ваш текст, сделают его конкретным и интересным. Центральный вопрос поможет не отклониться от темы.

— Аргументируйте вашу точку зрения, даже если вы пишете про очень и очень далекое будущее. Например, фантаст Питер Уоттс к своему роману Ложная слепота (см. полный английский текст произведения) составил подробнейшую библиографию из 144 пунктов: антропология, психология, когнитивная психология, материаловедение, философия, физика элементарных частиц, квантовая физика, астрофизика, химия, анатомия — вот только некоторые из тем, которые охватывает библиография фантастической (!) книги. Огромный пласт технологий будущего исследуется уже сейчас, и любые дополнительные отсылки к существующим исследованиям сделают вашу заметку гораздо более убедительной.

— Иллюстрируйте ваш текст. Перефразируя расхожую пословицу, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.

— Пользуйтесь проверкой орфографии. Она поставляется с большинством операционных систем и пакетов работы с текстом. Правильный аккуратный язык заметки вызывает у читателя больше доверия и облегчает восприятие.

— Пишите просто. Так просто, как если бы вы рассказывали все это не очень знакомому, но приятному человеку — вежливо, тактично, обстоятельно и с пояснениями в сложных местах. Вместе с тем, текст, а тем более текст на серьезные темы, это не прямая речь, разговорный язык тут едва ли уместен.

— Не используйте казенный язык — он хорош в юридических документах, но не в тексте, который будут читать живые любознательные люди, такие же, как и вы сами. Избегайте расхожих клише и присказок — как правило, это вода. В то же время хорошо подобранная метафора (например, сравнение принципов работы ветряка и водяной мельницы) может сильно облегчить восприятие текста.

— Не пишите в нравоучительном или снисходительном тоне, даже если вы описываете сложные вещи, в которых мало кто разбирается. Уважайте читателя.

— Проверяйте факты, даже если вы пишете заметку в блог. Подробная фактология добавит вашему материалу веса.

— Кстати, о фактах. Точные цифры и конкретные проверенные факты помогают легко и просто проиллюстрировать самые сложные мысли. В серьезных текстах аргументы и факты — очень хорошо, литература и размышления — очень плохо. Четко изложите тему, обоснуйте её, дайте читателю факты — он включит голову и всё, что необходимо, додумает самостоятельно. К слову, это типичная проблема многих отечественных авторов и журналистов — много водянистого текста и литературных размышлений, мало фактов и конкретики.

— Одна очень меткая шутка, хитроумно вплетенная в текст, воспринимается гораздо лучше, чем пять подробных бородатых анекдотов в начале и в конце.

— Воздерживайтесь от употребления местоимения «я» — если, конечно, вы не звезда журналистики и не научное светило. Чем более открыто и безлично написан текст, тем проще читателю встать на ваше место и принять вашу точку зрения — в конечном счете вы же этого и хотите, верно?

— Заканчивайте концовкой. Если не знаете, как закончить текст, всегда можно а) задать читателю конкретные вопросы «наподумать» и б) еще раз кратко и точно сформулировать основную мысль текста и рассказать, каким образом ваш текст эту мысль раскрыл. Это безотказный способ корректно завершить любой материал.

Link to comment
Share on other sites

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...