Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

Переселение кавказских мусульман в Османскую Империю в 19 веке: факты, свидетельства.


Препръчано мнение

  • Потребител
Публикувано

В Осетинских этюдах Миллер

https://runivers.ru/bookreader/book10425/#page/4/mode/1up

приводит следующие факты

стр. 13 (17) IX Продукт нового более художественного творчества. Песня сложена по поводу выселения осетин (магометан) вместе с чеченцами в Турцию в 1865 году. Во главе выселения, как известно, стоял осетин, бывший генерал русской службы Муса Кундухов. Всех выселилось около 22000 человек большей частью чеченцев. Между осетинами Кундухов увлёк за собой несколько семейств своих родственников и родичей.

- это была не насильная высылка, но добровольное выселение не абсолютно всех мусульман, но только тех, кто хотел уехать в Турцию!
- во главе выселения стоял(и) осетин(ы)!
- Всего около 22000 человек! не 30000 и не 300000 и не 1000000!

Инфо из вики:

Муса Алхасович (Мусса Алхастович) Кундухов (осет. Къуындыхаты Алхасты фырт Муссæ; весна 1818, Тагаурия — 1889, Эрзерум) — российский генерал-майор, турецкий дивизионный генерал.

В 12 лет был взят аманатом в Петербург, где в 1836 году окончил Павловское военное училище.

Во время Крымской войны Кундухов в чине подполковника руководит организацией горского конного ополчения, с которым участвует в операциях против турок в Закавказье. 9 сентября 1853 года подполковник Кундухов был награждён Золотой саблей с надписью «За храбрость»[1]. Производится в полковники.

К концу 1850-х годов являлся начальником Военно-Осетинского, а затем также и Чеченского округа Терской области. В 1860 году произведён в генерал-майоры. 26 ноября того же года за 25-летнюю службу в офицерских чинах удостоен ордена Святого Георгия IV класса[2]

Кавалер орденов Святого Владимира 4-й степени с бантом (1841), Святого Станислава 2-й степени (1842), Святой Анны 2-й степени с императорской короной (1851), Святого Владимира 3-й степени (1858), Святого Станислава 1-й степени (1861), Святой Анны 1-й степени (1861), Рыцарского креста Австрийского ордена Леопольда.

Предлагает руководству проект по переселению (мухаджирству) части осетин-мусульман, чеченцев Малой Чечни и карабулаков в Османскую империю, и, неожиданно для многих, возглавляет его.

В начале марта 1865 года с пятитысячной партией горцев Кундухов направляется сухопутным путём через Военно-грузинскую дорогу и Грузию в направлении к Карсу, к которому прибывает 22 июня. Вместе с ним в Турцию направляются сыновья Асламбек и Бекирбей (будущий министр иностранных дел Турции), братья Афако и Казбулат.

Принимает турецкое подданство. Получает титул паши, должность дивизионного генерала.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов командовал крупным турецким кавалерийским отрядом численностью до 4-х тысяч всадников. В ночном бою с 17 на 18 мая 1877 года у селения Бегли-Ахмет, восточнее Карса, отряд Кундухова был разгромлен 2-м дивизионом Нижегородского драгунского полка под командованием майора Керим-бека Новрузова.

Последние годы Муса Кундухов живёт в Эрзеруме, где сначала командует местным гарнизоном, а потом выходит в отставку. Похоронен на территории эрзерумской мечети Харманли.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D1%85%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Осетины начали переселяться в Турцию в конце 50-х годов XIX века. Организатором первого переселения 1859 г. стал дигорский феодал Абисалов. Вместе с ним выехали и другие феодалы вместе с подвластными крестьянами. Примечательно, что стимулирующим к переселению фактором здесь явились родовые отношения (то есть уезжал один родственник — за ним ехала другая родня).[2] В 1860 году дигорские и куртатинские феодалы (алдары Тугановы и Ахмет Цаликов) организовали очередное переселение (выехало две тысячи осетин). Однако многие вернулись, так как не увидели обещанного Турцией «рая на земле». Кое-кто погиб по пути в Османскую империю.

Отмена крепостного права в 1861 году косвенным образом стимулировала переселение. Сословное деление было развито в Дигории и Тагаурии, как и позиции ислама. В отличие от дигорцев и тагаурцев, в Куртатии и Алагире сохранялась родовая демократия и христианство. Таким образом, дигорским баделятам и тагаурам, которые имели в своем распоряжении крепостных и рабов, было что терять.[3]

В 1865 году состоялось третье переселение под руководством генерала Мусы Кундухова. Численность осетин, которые отправились вместе с Кундуховым, колеблется от ста человек до нескольких сотен.

Осетины, вернувшиеся в 1860 году в Осетию, пытались отговорить своих соотечественников ехать в Турцию. Поэтому туда был направлен Гуцыр Шанаев, чтобы на месте посмотреть на жизнь переселенцев и убедиться так ли там хорошо на самом деле, как это рисует Кундухов. В своём письме из Турции Шанаев предостерегал осетин от переселения, призывая их не верить ложным обещаниям. Шанаеву удалось многократно уменьшить число желающих выселиться вместе с Кундуховым.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8#cite_note-4

  • Потребител
Публикувано

Ещё одним критиком переселения осетин стал известный осетинский писатель Инал Кануков — переселенец, вернувшийся в раннем возрасте вместе с родителями в Осетию. В своём очерке «Горцы-переселенцы» он писал:

«Но знают ли они, куда они стремятся? Нет, не знают. Они знают только, что существует где-то в мире страна, называемая Стамбулом… они стремятся туда так безотчетно, потому что обольщены ложными слухами, что им там будет хорошо и лучше даже, чем на старой родине. Но, увы! Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев, и сколько раз слышались слова проклятий на головы тех, которые их увлекли, когда трудность дороги и действительность предстали им воочию и раскрыли им глаза, и тогда-то, забыв недавние розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами своего легковерия, поддавшись лживым словам тех глупцов, которые уверяли их, что там будет лучше. И вот они, по милости этих глупцов-фанатиков, теперь гибнут».[4]

Валерий Дзидзоев // История и судьба кавказских переселенцев в Турцию (50-е–70-е годы XIX в.)

htthttp://www.darial-online.ru/2008_1/dzidzoev.shtmlp://www.darial-online.ru/2008_1/dzidzoev.shtml

"Турция, призывая кавказских горцев переселиться в османские
владения, конечно же, преследовала свои корыстные цели. Она
стремилась колонизовать огромными потоками махаджиров пустые и
малозаселенные провинции Турции. Кроме того, переселенцы в
Турции становились дешевой и востребованной рабочей силой. Порта
намеревалась использовать часть переселенцев-мужчин, расселив их
на военно-стратегических пунктах в качестве ударной боевой силы
в возможной войне с Россией (так и случилось в русско-турецкой
войне 1877-1878 гг., когда турецкой кавалерией командовал бывший
генерал российской армии Мусса Кундухов, Мусса-Паша5, который,
надо полагать, был не единственным кавказским махаджиром в
османской армии). В сентябре 1864 г. был издан приказ султана о
сформировании из переселенцев воинских частей.6 30 июня 1864 г.
русское консульство сообщало начальнику Главного штаба
Кавказской армии: «До 3000 черкесов (горцев-переселенцев разных
национальностей. – Авт.) уже поступили волонтерами в турецкую
армию… Порта надеется, что можно будет увеличить это число до
12000 и в том же размере уменьшить рекрутский набор. Турки с
целью набора в армию горцев запретили продажу мужчин черкесского
(все кавказские переселенцы в Турции получили название
«черкесы». – Авт.) происхождения».7"

6 Тотоев М.С. К истории дореволюционной Северной Осетии.
Орджоникидзе, 1955, с.81.
7 Там же.

- Ой, как интересно:
- османы адыгами торговали ещё в 19 веке! и запрет ввели ок. 1864 года!
- число переселенцев и вступивших в армию османскую исчислялось тысячами, а не десятками и не сотен тысяч!
- все кавказские переселенцы получили от осман-турок название "черкесы" только в 19 веке! Я бы даже предположил, что по аналогии с рускими черкасами - казаками, османы тех воинов кавказских назвали черкесы, как род войска особый, это воинское название, а не название народа!

  • Потребител
Публикувано

"Правительство султанской Турции возлагало большие надежды на
переселенцев из Кавказа «для сплочения своей распадающейся
империи».8 Кроме того, Порта намеревалась использовать
воинственных кавказских мусульман на территории Турецкой империи
в борьбе против христианских народов, например, армян.
Национальные меньшинства, оказавшиеся по различным объективным и
субъективным причинам в составе «единой» Турецкой империи вели
борьбу за национальное освобождение. Это, конечно же, беспокоило
Порту, которая делала все необходимое для подавления национально-
освободительного движения нетурецких народов. Махаджиры, по
замыслу Порты, должны были стать ударной силой в борьбе против
угнетенных народов Турецкой империи. Наконец, правительство
султанской Турции желало продемонстрировать, что оно является
покровителем всех мусульман, в том числе и российских, которых у
себя на родине притесняют русские «христианские власти»."

8 Одесский вестник, 1877, 29 июня, №140; Дзидзария Г.А.
Указ.соч., с.201.

Следует подчеркнуть, что многие махаджиры, в том числе и
осетины, переселились в Турцию под давлением своих влиятельных
родственников, особенно из числа мусульманского духовенства и
социальных верхов (алдаров, баделят), которые были
заинтересованы в том, чтобы вместе с ними покинули родину как
можно больше соотечественников. Активность турецких эмиссаров и
различных «доброжелателей» также сбивала с толку определенную
часть кавказских махаджиров. В этом отношении интересным
представляется мнение А.П. Берже, который еще в 1882 г. писал,
что горцы покорились бы русским властям, «несмотря на привычку к
полнейшей свободе и своеволию, если бы их не сбивала с толку
европейская и турецкая дипломатия. Им столько веков внушали, что
могущественный султан, верховный представитель ислама, никогда
не оставит их своею помощью, а европейские державы, в своих
интересах, не могут допустить Россию овладеть Кавказом, что
такое убеждение не в силах была поколебать самая очевидность
фактов. Горцы видели невозможность противостоять русским, но
свято верили в близость внешней помощи».9

Берже Ад.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина.
Т.XXXIII, 1882, февраль. с.342; Дзидзария Г.А. Махаджирство и
проблемы истории Абхазии XIX столетия (второе дополненное
издание). Сухуми, 1982, с.200.

Многочисленные агенты Турции на Кавказе, в том числе и в
Осетии, распространяли слухи о том, что Александр II заключил с
Портой «секретный договор», по которому мусульманскому населению
Кавказа разрешается свободное переселение в Турцию, где им
отводятся плодородные земли и даже выдаются большие деньги для
обустройства. Заметим, что представители Кавказской
администрации иногда сами способствовали распространению среди
населения таких прокламаций и слухов. Так, например, один из
наиболее влиятельных государственных деятелей на Кавказе,
командующий войсками Терской области М.Т. Лорис-Меликов 18 июля
1864 г. писал генералу А.П. Карцову: «Граф Евдокимов передал мне
перевод прокламаций турецкого эмиссара, приглашающего горцев в
Турцию. Содержанием своим прокламация эта подходит близко к
экземпляру, доставленному мной вашему превосходительству в
бытность мою в Коджорах. Хотя и трудно ожидать, чтобы можно было
возбудить охоту к переселению в добрых наших чеченцах собственно
одной этой прокламацией, но все-таки не мешало бы прислать мне
несколько экземпляров для распространения в населении»10.
Цит. по: Переселение горцев в Турцию (составитель Г.А.
Дзагуров). Ростов-на-Дону, 1925, с.19.

  • Потребител
Публикувано

Инициаторами переселения осетин-мусульман в Турцию в Осетии
стали помещики Абисаловы, Тугановы, Кануковы, Кубатиевы,
Кундуховы, Мамсуровы, Есеновы, Цаликовы и другие представители
высшего сословия. Профессор М.С. Тотоев, исследовавший этот
вопрос, писал: «Недовольная часть горского мусульманского
населения (политикой царизма на Кавказе. – Авт.) была главным
объектом для турецких агентов в их враждебной деятельности и
провокационной агитации по организации переселения в Турцию».

Часть горских феодалов, переселяясь в Турцию,
мечтала сохранить свое привилегированное положение, свои права
на крестьян. В этой связи за-служивает внимания мнение
исследователя XIX века Ад.П. Берже, который подчеркивал:
«Предвидя неизбежность подчинения русской власти, наиболее
зажиточные и предусмотрительные из горцев начали вывозить свои
семейства в Турцию, продавая на месте, с выгодою, свое
имущество. Впоследствии к политическим и нравственным стимулам
выселения… присоединились причины экономические. Они выразились
в том, что более почетные и влиятельные из горцев после
освобождения крестьян в России, боясь с принятием нашего
подданства лишиться своих подвластных, стали уходить в Турцию,
увлекая за собою массу… Эти именно лица и должны считаться
инициаторами выселения. Влияние их на народ было неотразимо…»12
Заметим, что точку зрения Ад.П. Берже разделяли другие очевидцы
и специалисты. Так, например, А. Лилов подчеркивал, что «горским
старшинам» и «богатым людям… не хотелось расставаться с большим
числом рабов, и они надеялись с тою же дикою свободой, как в
горах, расположиться в Турции»13. Горским феодалам, в том числе
и осетинским, опасавшимся крестьянской реформы в России и, как
ее следствия, лишения их даровой рабочей силы, царское
правительство предоставило право брать с собой в Турцию огромное
количество крестьян, многие из которых не желали покидать свою
родину. Царский генерал, осетинский алдар (помещик) из
Тагаурского ущелья Мусса Кундухов писал начальнику Терской
области генералу М.Т. Лорис-Меликову, что «придется, быть может,
для первоначального возбуждения переселения прибегнуть к
негласному вознаграждению трех или четырех личностей, наиболее
популярных в населении»14. Данное предложение М. Кундухова
свидетельствует о том, что высшие военные и гражданские чины в
администрации Кавказа делали все возможное для того, чтобы горцы-
мусульмане переселялись в Турцию. У М. Кундухова были большие
планы в реализации махаджирского движения. Во-первых, он
рассчитывал «на успех переселения», причем, в первой партии
должны были переселиться «не менее 3 тысяч семейств». Во-вторых,
после первой партии переселенцев генерал М.Кундухов должен был
«получить увольнение от службы» и уехать в Турцию, но с
условием, что «взамен отведенных ему в Осетии 2800 десятин земли
и построенного на ней большого каменного дома ему выдано будет
от казны 45 тыс. рублей»15. В-третьих, планы М. Кундухова
привлекали наместника Кавказа, и он изъявил свое согласие с
ними, но в отношении Кундухова была сделана существенная
поправка, которая обязывала царского генерала вместе со своим
переселением организовать «уход не менее 5 тыс. семейств
чеченцев и карабулаков (близкородственный чеченцам и ингушам
вайнахский народ, переселившийся почти полностью из Северного
Кавказа в Турцию. – Авт.)»

  • Потребител
Публикувано

Первое переселение части мусульман-осетин
произошло в 1859 году. Из Осетии уехали в Турцию Абисаловы,
Тугановы, Кубатиевы и другие феодалы вместе с подвластными
крестьянами. Главой этой партии переселенцев был дигорский
феодал Абисалов.17

Второе переселение осетинских махаджиров
произошло в 1860 г. Организаторами и вдохновителями этого
переселения были дигорские и куртатинские феодалы – Тугановы и
Ахмет Цаликов (родственник вышеуказанного Ах.Т. Цаликова).
Следует подчеркнуть, что генерал-фельдмаршал князь А.И.
Барятинский весной 1860 г. направил генерала М.Т. Лорис-Меликова
в Константинополь для того, чтобы ускорить решение вопроса
кавказских переселенцев, «устранить затруднения» со стороны
Турции. М.Т. Лорис-Меликов, как всегда, отлично справился с
заданием, добившись согласия турецкого правительства принять в
пределы империи 3000 семейств кавказских горцев.21 Заметим,
что в Петербурге добивались того, чтобы турецкие власти выделяли
кавказским переселенцам в Турции такие районы (вилайеты),
которые находились далеко от границ России. Иное решение вопроса
кавказских переселенцев в Петербурге расценивали как отсутствие
дружелюбия со стороны Порты.

Однако разочаровавшись в «милостях» Турции, испытав большие трудности, многие кавказские махаджиры, вернулись обратно на родину.
Вернулась на родину и семья Дудара Канукова с малолетним Иналом.
Вместе с семьей Д. Канукова вернулись на родину 90 семей23
махаджиров. Общий настрой разочарования в идее переселения
высказал один из махаджиров полковнику Беллику: «Не пойдем мы в
Турцию и не пустим тех, кто собирается туда; в Турции ждет нас
смерть, ждет она и здесь нас, но здесь она приятней, потому что
здесь наша родина и здесь лежат наши отцы».24 И действительно,
для переселенцев единоверная Турция оказалась не «меньшим злом»,
как они раньше думали, а настоящим «кладбищем для народов».25
Переселение в Турцию, особенно для беднейшей части махаджиров,
фактически оказалось еще более губительным, чем их покорение
огнем и мечом у себя на родине.26

23 Тотоев М.С. Указ.соч., с.84.
24 Переселение горцев в Турцию (составитель Г.А. Дзагуров)…,
с.60.
25 Чихачев П.А. Великие державы и Восточный вопрос. М.,
1970, с.4.

 

Новое, третье по счету, переселение из Осетии и
в целом с Северного Кавказа в Турцию последовало в 1865 г. Тогда
выселилось до 5 тыс. семейств30. Руководителем переселения
стал, как подчеркивалось выше, генерал Мусса Кундухов,
получивший различные, чаще всего негативные характеристики в
историографии махаджирского движения. В 1864 г. «он выезжал в
Турцию, чтобы уговорить турецкое правительство принять в свои
пределы новых переселенцев, был принят министром иностранных дел
Али-Паша, который оказал ему, как своему агенту, «ласковый и
очень вежливый прием».31 М. Кундухов «надеялся увести из
Осетии», по разрешению начальства, не менее 100 семейств, но ему
удалось сагитировать только 45 семейств, или около 350
человек32. До этого в 1859-1860 гг. в Турцию переселилось около
3 тыс. человек33 из Владикавказского округа. А весной 1861 г.
получили разрешение на переселение в Турцию 150 семейств
мусульман-осетин из Тагаурии.34 Следует подчеркнуть, что
«организованное переселение» горцев Терской области в 1865 г.
было рассчитано примерно на три года. Однако оно в том же 1865
г. было приостановлено из-за отказа Порты принимать новую партию
махаджиров35.яжелейших испытаниях, выпавших на долю кавказских махаджиров.

  • Потребител
Публикувано

По некоторым данным, которые нуждаются в дополнительных
уточнениях, «к началу ХХ века в 5 вилайетах (провинциях)
насчитывалось до 15 осетинских селений, в среднем по 50 дворов в
каждом. Если в среднем двор считать из 6 человек, то общее
количество осетин тогда в Турции примерно составляло 4,5 тыс.
человек»36

36 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии…
с.89.

Так, например, группа переселенцев в 1872 г., в
Константинополе, подала прошение русскому консулу Н.П.
Игнатьеву: «Вот уже почти 8 лет как наши беи (господин в
султанской Турции. – Авт.) нас держат в состоянии невообразимого
рабства, совершая тысячу жестокостей… Днем и ночью мы и наши
семьи подвергаемся варварскому обращению беев. Мы лишены
свободы, семьи, имущества… Признавая всю тяжесть совершенной
ошибки, мы, нижеподписавшиеся, от имени 8500 семейств просим
вас… испросить разрешение вернуться на родину… за что мы готовы
почти на всякие жертвы»40. Однако Александр II на прошение
наложил резолюцию: «О возвращении и речи быть не может».

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.