Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

Геннадий Воля

Потребител
  • Брой отговори

    1121
  • Регистрация

  • Последен вход

Всичко за Геннадий Воля

  • Рожден ден 5.11.1960

Contact Methods

  • AIM
    henavola
  • Yahoo
    henavola@yahoo.com

Лична информация

  • Пол
    Мъж
  • Пребиваване
    Люберцы-Москва

Последни посетители

20858 прегледа на профила

Геннадий Воля's Achievements

Proficient

Proficient (10/14)

  • Reacting Well Rare
  • Dedicated Rare
  • First Post Rare
  • Collaborator Rare
  • Posting Machine Rare

Recent Badges

14

Репутация

  1. Землевладение Князь Иван Тевекелев до 1594-1595 гг. владел в Труфановском стане Вяземского уезда поместьем четвертью деревни Холм (20 четвертей доброй земли), сельцом, что была деревня Суяниково с 2 деревнями (78 четвертей доброй земли), тремя жеребьями деревни Холм с пустошами (85 четвертей доброй земли) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 619. Л. 631-631 об., 660-661, 662-664). Послушество в земельных сделках, выступление в роли душеприказчика Князь Иван Тевекелевич был послухом в данной Г. О. Полева 1570/1571 г. на бывшую вотчину своего дяди Матвея Ивановича Сакмышева село Сметанино с 19 деревнями в Волжинах в Клинском уезде (Антонов А.В. 1) Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV – начала XVII века // Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997. № 264; 2) Клинские акты XV–XVI века // Русский дипломатарий. Вып. 4. М., 1998. № 33). Вклады землевладельца в монастыри, вклады по землевладельцу родственников По князю Ивану Мовкошеву дали Иосифо-Волоколамскому монастырю его приказчики 30 руб. (Титов А.А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI в. // Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву. Вып. 5. М., 1906. С. 60). https://russian-court.spbu.ru/personalii/details/1/7309.html PS. Очень даже примечательно, что в руских документах на владение землей указан год окончания владения землёй в Вяземском уезде (Смоленской губернии) 1595, потому что в 1595 князь Иван Теукелеев учинился царём Орды Казатской! не путать с казахами
  2. Только я разнёс по векам разным Тевку и Тевкелеева, первого в 16, второго в 18 век, как читая Исследование о касимовских царях и царевичах . 1 том Авторы: Владимир Владимирович Вельяминов-Зернов Год издания: 1863 Кол-во страниц: 575 Издательство: Типография Императорской Академии наук С-П http://history-fiction.ru/books/all_1/book_5645/ список поименный воевод войска руского, отправленного на войну Ливонскую Иваном Грозным, нахожу на странице 452 знакомую фамилию: князь Иван князь Мовкошеев сын Теукелев... (Упс! Sic!) Что называется: и здрасьте! Так Теукелевы уже в 16 веке были князьями рускими, крещенными Иванами! И скажем так, это как обычно обще известно в узких кругах узких специалистов научных: Тевекелев (Теукечев) Иван Мовкошеевич, князь Служебная биография Тысячник 2-й статьи из Торжка, новокрещеный. В Дворовой тетради из Торжка с пометой «умре» (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 60, 198). Зимой 1559 г. в походе из Пскова в Ливонию голова при первом воеводе большого полка. В 1561/62 г. в войске из Юрьева на Тарвас второй воевода большого полка. В Полоцком походе 1562/63 г. голова (Разрядная книга 1475–1598 гг. М., 1966. С. 176, 193; Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 2. Ч. 1. М., 1981. С. 19; Книга Полоцкого похода 1563 г. (Исследование и текст) / Подг. текст К. В. Петров. СПб., 2004. С. 52, 57). До 1565 г. был разъездчиком земель в Ржевском уезде (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков. Ч. 2. М., 1956. № 312). Входил в Опричный двор в 1567 г. В июле 1567 г. с поричником О. Ильиным ездил на литовскую границу менять Довойну на князя В. И. Темкина. Записан среди вторых голов в опричном походе царя из Москвы к Дворцам осенью 1567 г. Возможно, был оружничим в 1572–1573 гг. В феврале-сентябре 1573 г. воевода в Орешке. В августе 1573 г. воевода из Орешка, во главе передового полка под Ругодивом (Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 2. Ч. 2. М., 1982. С. 226, 346; Полное собрание русских летописей. Т. 13. М., 2000. С. 408; Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика: Избранные труды. М., 2008. С. 80; Зимин А.А. О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI в. // Исторические записки. Т. 63. М., 1958. С. 200; Зимин А.А. Опричнина. М., 2001. С. 229, 385; Сборник Русского исторического общества. Т. 129. СПб., 1910. С. 241, 242, 244, 245, 247, 248, 250, 253, 255, 271, 273
  3. Теперь смотрим род Тевкелевых официально и традиционно: от статьи в википедии - аж, жуть! Ни к башкирам, ни к казахам его явно отнести невозможно, ну, очень трудно! Кутлу-Мухамме́д Те́вкелев (Алексей Иванович Тевкелев; тат. Qotlımөxəmmət Mameş uğlı Təfkilev, Котлымөхәммәт Мамеш улы Тәфкилев, قوتلومحمد تفكيلف; 1674—1766) — татарский мурза из рода Тевкелевых, российский дипломат, основатель Челябинска, генерал-майор (1755), участвовал в подавлении башкирских восстаний 1735—1740 годов. Тевкелев, Кутлу-Мухаммед?fbclid=IwAR30JaSamLJXryx8RnuPDK705Es9Q5aI2rsjQRoz-IUDD4t-k9-baGAPH3M Осип Алекссеевич https://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tevkelev_oa.html?fbclid=IwAR1B09oHGbjOYnOJ08iIsZlZ_wy4AREoFmxksXxrbQx8X6wC-V8smAVDe-A Ну, и на сладкое, так сказать на десерт... Портрет Алексея Тевтелева на казаха совсем не похож! и как в нём казахи и башкиры могут своего соотечественника признать, тем более, что башкиры о нём очень зло вспоминают.
  4. [1595 г.]. — Запись со слов переводчика Вельямина Степанова о приеме его ханом Тевеккелем. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/11.htm И приехав к Цареве орде, а у царя стояли шесть шатров, а в царевых шатрах сидели царева ближние люди, а назади шатров стояли избы полотяные, а царь сидел в заднем шатре, а у него не было никого, один при нем был Сутемген князь. И Вельямин ссел с коня, не доезжая маленько переднево шатра, и пришел к цареву шатру и встречал Вельямина царев ближней человек Исмаил-баатыр. И как Вельямин вшол в шатер, а царь сидит, и Вельямин молвил царю великого государю царя и великого князя Федодора Ивановича всеа Русии самодержца и многих государств государя и обладателя... 13 и тебе б царю против..: 14 слова встать и царь... 15. ...А царь о те поры стоял и на государеве жалованье челом бил и Вельямину велел сесть и тут же государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоту роспечятал и говорил-де Вельямину: «Сам-де грамоте не умею, а людем-де своим честь дать не верю, потому что у меня молла мой бухарец и которое-де будет тайное слово и то-де будет у Абдулы царя в ушех. И ты-де грамо... 15». ...И грамоту б государеву царь велел честь, которому своему верному человеку, чтоб бухарские и шибанские люди того не ведали... 16. ЦГАДА, ф. 122, 1595 г., oп. 1, д. 2, лл. 91-94.
  5. [1595 г. не позднее октября]. — Доклад переводчика Вельямина Степанова царю Федору Ивановичу о поездке его к хану Тевеккелю. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/10.htm Государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Русии холоп твой Вельяминко Степанов челом бьет. До Казатцкой, государь, орды до Тевкеля-царя дошел я, холоп твой, с послом и с служилыми тотары и с стрельцы, дал бог, здорово. А шел, государь, я из Казани на Яицкие верхи да на Иргиз, да мимо Шибанскую землю бухарского царя городы, а ногайские, государь, улусы обои Больших ногаи и Шти братов отошел и шел, государь, я от Казани до Пегих гор деветь недель; а шел, государь, и день и ночь и лошади, государь, многие померли з безводицы и с нужи и немногие дошли до Казатцкой орды и рухлядишка, государь, свои пометали на дороге. А твое государево жалованье, поминки к Тевкелю царю, панцыри и сукна до Казатцкой орды довез, дал бог, здорово. И пришел я, холоп твой, в Казатцкую орду майя в 30 день. А царь государь Тевкель... посольстве был и грамоту твою государеву подал и речь говорил по твоему, государь, наказу. И Тевкель-царь твоему... жалованью добре обрадовался и на твоем государеве жалованье челом бил и меня, холопа твоего, чтил и корм присылал доволен и держал меня, холопа твоего, у себя пол пяты недели и отпустил, государь, меня холопа твоего, июля в 30 день. ЦГАДА, ф. 122, 1595 г., on. 1, д. 2, лл. 81-84. Отпуск
  6. [1595 г. не позднее марта]. — Опись подарков, посланных из России царевичем Ураз-Мухаммедом хану Тевеккелю и его родственникам. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/9.htm Роспись поминком, что послал царевич Уразмагмет к брате в Казатцкую орду. Дяде Тевкелю-царю поминка — однорятка черлена, зятю ен, Магмет-богатырю-царевичу поминка — пилка, Ибрагиму-царевичу, Мансур-царевичеву сыну поминка — клепичок, Ишиму-царевичу поминка — сапоги, шиты золотом, Едигермагметю-царевичу поминка — ножи двойни, Худайназар-царевичу поминка — ножи двойни, брату меньшому Кучуму-царевичю поминка — саадак, Тевкелю-царю от царевичевы матери пюминка лощка серебрена, от царевичевы тетки царю ж поминка — полотенце, Алееве царевичеве матери поминка — перстень да мошонка, Сеиткул-царевичеву сыну Худайназар-царевичу от бабки поминка — полотенцо да ширинка, Кочюму-царевичу от матери поминка — ширинка,. Тевкелю-ж-царю от невестки от Алтын-ханыма поминка — соболь, брату Едигермагмет-царевичу от сестры поминка — перстень золот, Едигер-царевичеве бабке да матери поминка — по персню да по мошонке, от Алтын-ханыма Ишиму-царевичю поминка — ширинка, от матери от Алтын-ханыма сыну царевичу Кочюму поминка — ширинка, от тетки от Алтын-ханыма племяннику ен царевичеву сыну поминка — соболь, от тетки от Алтын-ханыма Татлы-ханыму поминка — перстень да мошонка, от тетки ж племяннице Ак-ханыму поминка — перстень, от сестры Ак-ханыму поминка — перстень да мошонка, невестке Тевкелеве цареве жене поминка — мошонка. ЦГАДА, ф. 122, 1595 г., on. 1, д. 2, лл. 45-48. Отпуск.
  7. [1595 г. март]. — Письмо Ураз-Мухаммеда хану Тевеккелю с просьбой об установлении дружбы с Московским государством. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/8.htm Такову грамоту написал царевич Уразмагметь к дяде своему к Тевкелю-царю татарским письмом. высокороженному дяде нашему Тевкелеву цареву величеству, холопа твоего Уразмагметево царевичево твоим счасливым дверем челобитье подножию твоего неизчетного праху применного раба своего не отринув, пред своего величества великою славою холопство мое приятно бы еси учинил. А мы святого и великого и храброго и счастливого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя в его государева величества милости, слава богу, возсылаем. Живем здорово, царским жалованьем всем издовольны, живем безо всякого оскуденья. ЦГАДА, ф. 122, 1595 г., on. 1, д. 2, лл. 41-44. Перевод. Подлинник в деле несохранился.
  8. [1595 г. март]. — Грамота царя Федора Ивановича хану Тевеккелю о принятии казахов в подданство Московского государства. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/6.htm Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя Казатцкие орды Тевкелю-царю наше царьское повеленье. Что присылал еси к нашему царьскому величеству человека своего Кулмагметя з грамотою, а в грамоте своей к нашему царьскому величеству писал еси, а послы ваши нашему царьскому величеству били челом, что в прошлых годех Большие нагаи недруги вам были, а вы были от своих орд в разсееянье, а ныне божиею милостью учинилися еси царем на дву ордах, на Казатцкой да на Колмытцкой, и нам бы, великому государю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу, тебя пожаловати приняти под свою царьскую руку с обеми вашими ордами с Казатцкою и с Колматцкою. И тебя, Тевкеля-царя, и братью твою Шахмагметя-царевича и Кучюка-царевича в своем царьском жалованье и во обороне держати хотим ото всех ваших недругов. И свыше того и вам бы, Тевкелю-царю, и братье твоей царевичем Казатцкой и Колматцкой орды на себе видети наше царьское жалованье и быти под нашею царьскою рукою в нашем царьском жалованье и в повеленье от нас неотступным быти, и непослушников наших бухарского царя и сибирского Кучюма-царя воевали и их под нашу царьскую руку привести, а Кучюма-царя, изымав, к нашего царьского величества порогу прислали, тем бы есте правде своей и службе нам знамя показали, а наше царьское усмотренье и защищенье ото всех ваших недругов и жалованье наше к вам и к брату вашему к Урусмагметю-царевичю вперед будет смотря по вашей правде. А что есте к нашему царьскому величеству в своей грамоте писали и с послы своими бити челом приказывали, чтоб нам к вам брата вашего Уразмагметя-царевича велети отпустити, а вы к нам из братьи или из детей царевича в заклад пришлете, ивы б, похотя к себе нашего царьского больного и совершенного жалованья прислали к нам ты, Тевкель-царь, сына своего Усеина-царевича. А как сын твой Усеин-царевич у нашего царьского порогу будет, и мы сына твоего Усеина-царевича пожалуем своим царьским великим жалованьем по его достоинству, как ему в нашем царьском жалованье быти у нас безо всякого оскуденья, потому ж, как у нас в нашем царьском великом жалованье живет Уразмагмет-царевич. А что еси к нашему царьскому величеству в своей грамоте писали о кречете и о пансырех, и мы к тебе своего жалованья послали, [10] Тевкелю-царю, пять пансырей, а царевичем Ишмаметю да Кучкжу два пансыря, а кречетов нам ныне было зимою послать нельзе, а вперед, оже даст бог, свое дарьское жалованье кречеты к тебе пришлем. Писано в государствия нашего дворе царствующаго града Москвы лета 7103 марта месяца. ЦГАДА, ф. 122, 1595 г., on. 2, д. 1, лл. 1-8. Отпуск.
  9. 1595 (7103) г. марта 28. — Грамота царя Федора Ивановича переводчику Вельямину Степанову, посланному к хану Тевеккелю для принятия казахов в подданство Московского государства. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/5.htm Лета 7103 г. марта в 28 день государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии велел Вельямину Степанову ехать для своего государева дела в Казатцкую орду к Тевкелю-царю и к царевичем, а с ним отпущены в Казатцкую орду посол Тевкеля-царя Кулмагмет да шахов человек Дервиш-Магмет, да с Вельямином же посланы служилые татаровя Данило Семенов с товарищи — три человеки, да для вожевства толмач Гриша Мельников. Да какож, даст бог, придет в Казатцкую орду и велит ему Тевкель-царь быти у себя на посольстве, и Вельямину, пришед к царю, правите от государя царя и великого князя поклон молыти: «Божиею милостию великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии самодержец и многих государств государь и обладатель, Казатцкие орды тебе, Тевкелю-царю, велел поклонитися». Да подати Тевкелю-царю грамоту, а после грамоты сказати царю государево жалованье поминки. Да память Вельямину. Будучи ему в Казатцкой орде, проведати с Тевкелем-царем, царевичей, сколько вместе с ним кочюет, и Шихмамет и Кучюк-царевич вместе ли с Тефкелем-царем кочюют или с особно своими кочевьи, и сколько с ними ратных людей сбираетца, и колмаки все ли под ними. Да и того Вельямину проведати, с кем Тефкель-царь и царевичи ныне в ссылке, с которыми государи и от бухарского и от изюрского и от Кучюма-царя к ним присылки нет ли и будет есть, и о чем ссылаютца. Да что проведает, и Вельямину то себе записати, да приехав сказати...
  10. ПРИСОЕДИНЕНИЕ МЛАДШЕГО ЖУЗА К РОССИИ Присоединение Казахстана к России началось по инициативе хана Младшего жуза Абулхаира. Анна Иоанновна 19 февраля 1731 г. подписала указ о принятии Младшего жуза в состав империи. В Казахстан было отправлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел А. Тевкелевым для подписания казахским ханом грамоты о подданстве. 10 октября состоялась вторая встреча А. Тевкелева со старшинами и биями Младшего жуза. Переводчик Тевкелев 1731 года - царевич Тевкель на Казацкой орде!!!??? 1594 г. января 20-29. — Запись беседы царевича Ураз-Мухаммеда с послом хана Тевеккеля И посол говорил: «Ныне дядя твой Тевкель-царевич царь учинился на Казатцкой орде, 10 октября 1731 г. хан Абулхаир и 29 старшин Младшего жуза приняли российское подданство. Правители Младшего жуза Абулхаир (1718—1748) Правители Младшего жуза от России Нуралы-хан (1748—1786) Меньшая орда прежде составлялась из сильного племени Алчин и семи малых родов, которые, не имея силы противостоять в междоусобиях и барантах многочисленным алчинцам, были соединены знаменитым в народе киргизским ханом Тявкою в одно поколение, известное ныне под именем семиродского. (Известие сие также взято из записок генерал-майора Тевкелева, составленных в 1740 году, и по древности своей оно гораздо вероятнее показания некоторых из нынешних киргизов, кои, забыв существовавшее почти за 100 лет пред сим предание, решительно говорят, что семиродское поколение произошло от 7 сыновей одного родоначальника). Лирическое отступление про причуды истории и историков, в которые ой, как мудрено поверить! Хотя чего только в жизни не бывает: а надо поверить, что Сначала был хан Тявка - по мне, так скорее казак Тявка (популярный у киргизов-казахов), атаман или гетман, поскольку на Северо-Востоке нынешнего Казахстана была страна Гетов - getes, глава, вождь которых может и был ГЕТман! Потом, в смысле наоборот раньше, в 16 веке, во главе Казатской орды - Тевкель царевич и царь! А потом уже в 18 веке в руском посольстве Анны Иоановны в 1731 году даруга, то есть драгоман- переводчик Тевкелев! К тому же семиродский уж больно похоже на Семиреченский - войско казацкое Семиреченское!
  11. 1594 г. января 20-29. — Запись беседы царевича Ураз-Мухаммеда с послом хана Тевеккеля Кул-Мухаммедом о подданстве казахов Московскому государству и военном союзе с ним. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/1-20/1.htm "И генваря в 20 день царевич Урусмагмет приказывал г диаку к Василю Щелкалову, чтоб государя доложил, чтоб государь пожаловал поволил, ещо быть у него Казатцкие орды послу одному Кулмагметю И посол говорил: «Ныне дядя твой Тевкель-царевич царь учинился на Казатцкой орде, а брата своего Шахмагметя-царевича посадил на калмаках, а кочюют-де поблиску и все в соединенье, а з бухарским царем тепере в миру на время, а и с ногаи со шти браты в миру, и с Тенехматовыми детьми да с Урусовыми — ни так ни сяк. Как прямая весть учинилась Тевкелю-царю и брате твоей, что ты у государя в чести и приговорил, кочюют-де поблиску и все в соединенье, а з бухарским царем теперь в сылке и под его царьскою рукою. А то тебе, истинно говорю, только государь пожалует, примет царя и царевичей под свою царьскую руку, и похочет только пожаловать тебя отпустить и, яз то истинно говорю, что Тевкель-царь пришлет в заклад царевича. И пожалует государь, только даст царю и царевичем огненного бою и царь Тевкель и царевичи однолично станут воевать бухарсково царя и самому то тебе ведомо, что Тевкель-царь и царевичи близко живут бухарсково... 1». Да говорил царевич казатцкому послу Кулмагметю: «Добро учинили братья мои, что такую дорогу обрели. А государь великой кристианский государь царь и великий князь Федор Иванович всея Русии самодержец, многие государские дети ему служат, наша братья и многие орды к нему, И генваря в 29 день царевич Уразмагмет к себе в поместье поехал.! ЦГАДА, ф. 122, 1595 г., oп. 1, д. 2, лл. 6-16. Отпуск.
  12. С конца 16 века имеем руские грамоты, посланные Казатцкой орде, так что это большой вопрос: были ли то казаки или казахи!? : КАЗАХСКО-РУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ в XVI веке Изданы были в России следующие документы № 1. 1594 г. января 20-29. — Запись беседы царевича Ураз-Мухаммеда с послом хана Тевеккеля Кул-Мухаммедом о подданстве казахов Московскому государству и военном союзе с ним. № 3. 1595 (7103) г. марта 14. — Приговор Боярской думы о посылке переводчика Вельямина Степанова к хану Тевеккелю для переговоров о подданстве. № 4. 1595 (7103) г. марта 18. — Грамота царя Федора Ивановича царевичу Ураз-Мухаммеду в связи с отправкой русского посольства к хану Тевеккелю. № 5. 1595 (7103) г. марта 28. — Грамота царя Федора Ивановича переводчику Вельямину Степанову, посланному к хану Тевеккелю для принятия казахов в подданство Московского государства. № 6. [1595 г. март]. — Грамота царя Федора Ивановича хану Тевеккелю о принятии казахов в подданство Московского государства. № 7. [1595 г. март]. — Грамота царя Федора Ивановича сыновьям хана Тевеккеля султанам Шахмухаммеду и Кучуку о принятии казахов в подданство Московского государства. № 8. [1595 г. март]. — Письмо Ураз-Мухаммеда хану Тевеккелю с просьбой об установлении дружбы с Московским государством. № 9. [1595 г. не позднее марта]. — Опись подарков, посланных из России царевичем Ураз-Мухаммедом хану Тевеккелю и его родственникам. № 10. [1595 г. не позднее октября]. — Доклад переводчика Вельямина Степанова царю Федору Ивановичу о поездке его к хану Тевеккелю. № 11. [1595 г.]. — Запись со слов переводчика Вельямина Степанова о приеме его ханом Тевеккелем. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/index.htm
  13. Приезд имеретинских царевичей Александра и Матвея 1684 августа 13 приехавши в Москву имеретинского царя дети царевичи Александр и Матвей были у государей на приезде. А декабря 7 в государственном посольском приказе такову челобитну подали: Бьют челом вашего царского величества подданный раб меретинский царь Арчил, поискал я раб ваш вашей государской милости к себе, и поехал я из своей земли к вашему царскому величеству и всей вселенной высокопочтенному и великому помянутому имяни вашему царскому величеству, и я раб ваш с теми вашими государскими ратными людьми из гор приехал в вашу государскую отчины на Терек, а с Терека в Астрахань, милосердые великие государи цари пожалуйте меня подданного раба своего для спаса и пречистые богородицы, и для ради своего великих государей многолетнего здравия, чтоб та святыня божия в бусурманах поругана не была, и толко христианских душ також в бусурманех в поругании и в порабощении не были, и чтоб господь бог той святыни и тех православных // душ на моей грешной душе не взыскал, На той челобитие следующая учинена помета: 7193/1685 марта 27 день великие государи цари слушав многократного челобитья Арчила царя, и детей ево Александра и Матвея и советовав в святем дусе со отцем своим и богомолцем со святейшим Иоакимом патриархом московским и всеа Росии указали и бояре приговорили ево Арчила из Астрахани отпустить к Москве, а в приставех у него быть от Астрахани до Москвы, боярина и воеводы князя Андрея Ивановича Голицына // таварыщу думному дворянину Степану Богдановичу Ловчикову, и суды ему на чем мочно поднятца, а сухим путем подводы и провожатые против прежних примеров и корм со всеми людми от Астрахани до Москвы дать по прежнему их государскому указу. Вследствие сего имеретинский царь Арчил Вахтангеевич с царицею, и царевною приехал в Москву 1685 года 9 числа, а 14 был на аудиенции у великих государей. ЦГАДА, ф. 110, Сношения России с Грузией, 1586-1700 гг., книга т. 15, лл. 353-434 об. Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории русско-грузинских взаимоотношений (1660-1685) // Исторический вестник, № 23-24. Архивное управление при совете министров ГрузССР. Тбилиси. 1970
  14. 1683 апреля месяца при отпуске из Москвы помянутого грузинского посла князь Дмитрея Павлова послана была к царю Арчилу государева грамота такой силе. По титуле Нашего царского величества подданному меретинские земли Арчилу царю милостивое слово. В прошлом во 189 м году к брату [197] нашему блаженныя и вечнодостойные памяти к великому государю царю // и великому князю Федору Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу к его царскому величеству присылал ты Арчил царь архимандрита Макария с листам своим и словесным челобитьем. А в листу твоем писано, чтоб брат наш церкви божий, и мощи святые, и православное христианство от насилия бусурманского помощию своею изволил оборонить, и до разорения не допустить елико возможно; и для единыя православные христианские веры вывел тебя не порабощения, потому что ты от изгнания турского салтана и персицкого шаха вышед из государства своего стоишь в горах, и для помочи б и избавления от неверных, указал к тебе послать с Терка своих царского величества ратных людей... ...мы великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа Великия и Малые и Белыя Росии самодержцы наше царское величество, и к нам великим государем // с таким же подданственным своим челобитьем и с листом прислал ты Арчил царь боярина своего князя Дмитрия Павлова и мы великие государи слушали того твоего подданственного челобитья, и советовав в дусе святе сообщаем и богомолцом святейшим Иоакимом патриархом московским и всеа Русии. и говоря с своими государскими бояры, и припоминая милостивое к тебе жалованье и призрение брата нашего, и для единыя православные християнские веры пожаловали тебя Арчила царя повелели тебе под нашею царского величества самодержавною высокою рукою быти в подданстве, и указали Тебе жить з домом твоим в нашей царского величества отчинной крепости во граде Терском, и давати тебе наше великих государей нашего царского величества жалованье корм, а людей тебе оставить при себе елико возможно, и указали великие государи наше царское величество ехать им с тобою Арчилом царем из нашей отчины из града Астрахани на Терек и построить в Терке городе двор, в котором бы тебе з домом своим жить безовсякие нужды. И тебе нашего царского величества подданному Арчилу царю сей наш царского величества милостивой указ ведать, и из Астрахани ехать на Терек, и жить на Терке под нашею царского величества высокодержавною рукою в подданстве, а мы великие государи изволяем тебя Арчила царя со всем твоим домом содержать в нашем государском милостивом жалованье // и призрении, в том бы тебе на нашу великих государей нашего царского [198] величества милость быти надежну. А людей своих, по прежнему своему намерению с Терка отпустить бы тебе во отечество их, а при себе оставить немногих людей, поелику возможно. А присланного твоего боярина князя Дмитрия Павлова пожаловав мы великие государи нашим царского величества жалованьем указали к тебе отпустить. Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7191 го месяца апреля 20 дня.
  15. Во 174-м году идучи я с святейшими вселенскими патриархи с александрийским и с антиохийским чрез грузинское государство, и тогда в грузинской земле во граде Тефлис царствовал Шах Нава з царь, а сын ево, что ныне идет к великим государям царь Арчил, и тогда он при нас держал и царствовал кахецкою землею, которую владел и царствовал преж сего царь Теймураз, а после ево в той земле царствовал отец царевича Николая Давыдовича царь Давид. А венчал ево на царство преж пришествия святейших патриархов тамошний католикос именем Доментян. И как отпущен с Москвы царевич Николай Давыдович, и приехал в свою землю, и тогда при нем царевиче Николае Давыдовиче был в кахецкой царем он же Арчил царь, и принял ево царевича с честию и отпустил к шаху, за ним сестра ево царевичева ныне за ним Арчилом царем царица, а он Арчил невем кия ради вины и прошения шахова, и нехотя порушить благочестия своего, оставил кахецкую землю и пришел с царицей своею и з детми совсем ко отцу своему царю Шехнавазу в карталинскую землю во град Тефлис, и жил при отце своем невем околке время. Потом меретинской Баграт царь видя себя бездетна, за него отец ево царя Арчила Шахнаваз // царь воевал меретинскую землю, и тогда взял царя Баграта сына в малых летах, и держал у себя в тайне, как был жив, а по смерти ево держал сын ево Георгий, который ныне на царстве сидит в карталинской земле, просили царя Арчила у отца ево карталинского царя Шахнаваза с великим прошением и малением тамошних архиереов и боляров, и всего государства меретинского, и царствовал он Арчил царь над ними невем два или три года, а после того наступили на него турки, и пришли-на него с ратными людми сем пашей, и он царь Арчил слыша внезапу вышел с малыми людми, и побил тех всех семь пашей с войском их совсем, и пришел на горы во осецкую землю, которая меж грузинской земли и горских черкас. И приходили к нему тут на горы меретинские земли архиереи и боляре, и просили многое время чтоб он возвратился к ним на царство, и он им сказал, что ему царствоват над ними невозможно, потому что он писал к великому государю царю и великому князю Федору Алексеевичу и поддался ему государю, и он де великий государь изволил ево милостиво принять под свою царского величества высокодержавную руку, и он такого великого монарха не отменитца, и в том им отказал. Да и шах персицкой присылал к нему Арчилу царю на горы многажды честных своих ближних людей, чтоб он возвратился в кахецкую землю на царство. А брат ево родной Георгий царствует и ныне в карталинской земле во граде Тефлисе, и по ево царя Георгия прошению салтан турской учинил того утаеного Баграта царя сына в меретинской земле на царство, також и дадиянского ево ж советом. Иверский великий царь Александр розделия при себе царство свое трем сынам своим, первому меретинское, второму карталинскому; третьему кахетинское, которое и грузинским называется. Царь Арчил, которой идет ныне к их царскому величеству из поколения Александра царя сына второго, которому досталась карталинская и земля.

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
/* Revenue-Ads-Footer */ /* За дарение */
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.