-
Брой отговори
1510 -
Регистрация
-
Последен вход
Всичко за Геннадий Воля

- Currently Viewing Topic: Екатерина II (Романова). Записки касательно российской истории
- Рожден ден 5.11.1960
Contact Methods
-
AIM
henavola
-
Yahoo
henavola@yahoo.com
Лична информация
-
Пол
Мъж
-
Пребиваване
Люберцы-Москва
Последни посетители
21188 прегледа на профила
Геннадий Воля's Achievements
-
20 Выше писанное, касательно первой эпохи российской истории пределов северных, представляет Русь и Русию до 480 года по Рождестве Христове, противу нынешнего состояния яко во младенчестве. Пределы русские, однако же, простираются уже на девять степеней широты и на двадцать восемь степеней долготы и, следовательно, обширнее суть некоторых царств европейских нынешнего века. Русы в войне дают и получают помощные войска, следовательно, в сношении со соседьми, давая им доверенность, сходственную обоюдной пользе, и получая оную от них. Таковые союзы едва могли ли быть без Договоров. В мире русы торгуют на север с Даниею, Швециею и Норвегиею, на полдень - с Индиею, Сириею и даже до Египта, по свидетельству северных и полуденных писателей. Письмо и законы письменные имеют. Да как им и не иметь, имея толикие дела и обороты? Города три именитые созданы, яко то: великий град (Ладога), Старая Русь, который снабдил Новгород великими людьми; Холм-город, куда северные короли приезжали нарочно ради моления. Славяне пришед русами овладели. Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли. Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются, и язык славянский перенимали. Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилось Гостомыслом. Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей предприимчивости и ума. Следовательно, славяне-русь приобрели в сем соединении со варяго-русами искусных мореходцев и предприимчивых и умных князей и вождей; следствии того ко Второй Эпохе принадлежат. В полуденном краю России, около 430 года по Рождестве Христове, созидается на реке Днепре град Киев и иные города, князьями, пришедшими из мест тех, кои греки под общим названием Скифии разумели, одного языка со славянами. Северные скифы переходные кочевья имеют у Днепра. У них были самовластные государи. Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы сказывались старейшими. Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатство, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду. Были всегда на коне, оружие лучшее их - щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво; письменного закона не имели, пороки наказывали строго. Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов. У них супружества были благополучны, понеже нравы имели неиспорченные. Наук и художеств мало знали, но ремесленников имели. Большая сила скифов в коннице и стрелках состояла. Жены езжали с мужьями на войну; девы не вступали в супружества, пока не были в поле. Невесты гнушались женихов робких. Трижды скифы победили всю Азию. Один Александр имел над ними успех и заключил со скифами союз. Таково дееписатели представляют полуденных соседей россов. Какие же были дей и деяний обороты от времен Рюрика в полуденные края и сим народом, сие принадлежит ко второй эпохе.
-
19 Имя Скиф весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо было. Но ни единый народ сам себя не называл скифами. Греки прозвали скифами на великом пространстве Африки, Азии и Европы живших народов, и в название сие включали многих народов, яко то и славян, сармат и татар. Скифы самые северные, по сказанию греческих писателей, жили или обращались у моря Каспийского, в Кубане, Кабарде, реки Дона до Днепра. Малою Скифиею назывался Крым и бывшая степь Крымская, ныне Азовская губерния. Некоторые скифские поколения,имели самовластных государей, и сие по состоянию их для приобретения общей пользы и сохранения спокойства и безопасности весьма им было нужно. Греческие писатели скифских государей Василеи, Латинские - Рекс именовали, а иногда Кахан, или Каган. Сказывают, что скифы терпеть не могли, чтоб другие народы себя старейшими и древнейшими их сказывали. Иустин повествует о древнем споре, бывшем между египтян и скифов о их древности, о котором сказует, что скифы были того мнения, что их земля была прежде населена; ибо, говорили они, буде бы в начале вещей огонь владычествовал, то их страна, яко холоднейшая, долженствовала сперва потухнуть и, следственно, удобною к населению учиниться; а буде бы вода вселенную покрывала, то, яко высочайшая страна, долженствовала быть прежде осушена. Но втуне един народ пред другим старейшеством преимущества ищет, ибо по Святому Писанию известно, что все народы суть потомки Адама, и по Потопе отродие Ноево всю вселенную наполнило. Буде же бы быть прению между народами, то не о старейшестве, но приличнее разве о том, которой народ иного старее прославился добронравием и прочими добродетелями. О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать другу во всякой нужде и опасности. Дружбы неустрашимых людей искали паче иных. Избрав друга, обязывались до смерти сохранять дружбу. Скифы почитали, что более трех друзей иметь не можно. Они в хлебопашестве не упражнялись, но в скотоводстве. Домов не имели, но кочевья. Жен и детей переваживали с места на место в телегах, покрытых кожами или листьями. Переезжали с места на места для корма скота. Редко были пеши, но всегда езжали верхом или на телегах. Пища их была каймак и кобылье молоко. Одевались звериными кожами зимою и летом. За щегольство почитали иметь в руках лук натянутой. Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели. У них суд отправлялся по здравому рассудку без письменного закона. Они строго запрещали и наказывали воровство. Сие было причиною, что их многочисленные стада без стражи паслися. Все их законы клонились ко вложению добродетелей и неустрашимости. Все писатели единогласно хвалят добродетели, наипаче же справедливость скифов. Супружества у них были благополучны по четырем причинам: 1) что дети были воспитаны и наставлены в добродетели; 2) что мужья к женам, а жены к мужьям были чистосердечно привязаны; 3) для того, что те и другие имели отвращение от преступления; 4) что закон был строг над преступником супружественных обязательств. У скифов девицы не имели иного приданого, как родительские добродетели. Девы не могли вступать в супружества, не быв на войне; робкий же жених не сыскивал невесты, ибо девицы гнушались выйти за труса. Для исчисления воинов скифы имели обыкновение, что, выступая в поле, каждый воин кидал стрелу в единой сосуд. Народ, который не имеет утвержденного жилья, обыкновенно не прилежит к наукам и художествам. Но нужда есть родительница изобретения. Скифы имели плотников для делания телег, скорняков и кожевников для выделывания кож и ремесленников для делания луков, стрел, саблей, копий, лат и щитов. Большая сила скифов состояла в коннице и в стрелках. Они стреляли из лука в цель, скакав на лошади во весь опор. Жены не уступали своим мужьям в сем искусстве и в езде на лошадях. От того произошла пословица: "Скифы столько искусны стрелять из лука, сколько греки играть на лире". Во всей древности скифы побеждали завсегда за себя или своих союзников. Трижды победили скифы всю Азию. Дария царя Персидского они со стыдом прогнали. Кир со всею своею армиею противу скифов удачи не имел. Сопирион, вождь Александров, ими был побежден. Римлянам скифы никогда покорны не были. Один Александр Македонский имел успех противу скифов и заключил с ними союз. Первый царь Скифский, сказывают, назывался Скиф. Анахарсис, королевич скифский, брат царя Кадвида, во время Солона в Афинах учился. О нем Плутарх говорит, что якори на корабли и другие полезные вещи вымыслил и к Семи греческим мудрецам причтен. В Афинах были изображения мраморные, которые его представляли с натянутым луком и с книгою. Плиний сказывает, что Скил, королевич скифский, сын Ариатна и матери Истрины, от греков, живших по Днепру, во граде Борисфен учился. Греки Днепр-реку называли Борисфен, а Дон-реку - Танаис. Абарис, скифский посол, от северных стран в Афины присланный, несколько книг писал, о которых многие упоминают.
-
18 Российские писатели сказывают, что князь Кий, пришед около 430 года по Рождестве Христове со своими братиями Щеком и Хоревом и со сестрою Либедь, или Лебедь, и со многими людьми, поселился на брегах Днепра. Кий - старший брат - построил во имя свое Киев; около Киева тогда был лес и бор велик, который к ловле зверей был полезен. Второй брат - Щек - создал град Щековицу. Третий брат - Хорев - построил град Хоревицу, который потом именован был Вышгород. Сестра их Лебедь наименовала реку Лебедь, и на оной построила город Лебедь же. Дееписатели сказывают: 1) что сии мужи были мудрые и смысленные; 2) что были не малые владетели в народе своем и 3) что они имели обычай тих и кроток. Все сие доказывается тем, что пришед созидали города. Бесспорно, более мудрости и смысла замыкается в созидании, нежели в разрушении. Не имев ни людей, ни иждивения, не могли созидать городов. Самое созидание городов доказывает обычаи и склонности. Некоторые писатели производят Кия со братиями от персиян и скифов, но скифы не весьма обычайно строили города. Другие сказывают точно, что Кий со братиями были славяне и пришли со многолюдством. Что славяне около того времени в движении были и чинили завоевания, то доказывается приходом славянских князей около 480 года в северные края Русии, как выше сказано. Но имена Кия, Щека и Хорева не сходствуют славянскому обычаю заимствовать имена князей и вождей из своего языка. Третьи писатели говорят, что Кий со братиями пришли из диких полей, и были в Полянах князи, и что поляне говорили славянским языком, и что, по кончине Кия, Щека и Хорева, дети и наследники их, всякой на своем уделе, долгое время порядочно и великолепно владычествовали до Аскольда и Дира, и что те князи имели подданных себе иных князей, которых в воеводы и полководцы своих войск употребляли, и что из удельных князей был первый Радим, по нем народ назывался радимичи, другой был Вятка, или Вадко, на реке Вятке и несколько по Волге, и будто по нем назывались вятичи и вятчане. Третий князь был Дулеб, который владел над рекою Бугом, и по нем звалися дулебяне. Нестор точно сказывает, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.
-
16 Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, еще за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала. 17 О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе; а особливо, что от оных колено Рюриково на престоле русском от 862 по 1598 год, и того 736 лет с пременным счастием наследственно продолжалось; и в дворянстве от варяг в России и в Польше многие еще роды находятся. По истории ясно видно, что варяги жили при море Балтийском, которое у русских Варяжским именовано. Варяжским морем прямо называлась часть Балтики, которая между Ингерманландиею и Финландиею находится. Со Рюриком в Русь приходили варяги, и более при нем в знатности находились, нежели славяне, ибо везде имена варяжские в его время упоминаются. До Рюрика варяги имели войны с русскими, а иногда варяги русским князьям войски давали, были союзники русов и служили им из платежа на войнах. Варяги жили по берегам Варяжского моря; они от весны до осени разъезжали на Варяжском море, и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей не токмо предприимчивости, но и ума; быв почти завсегда на море для военных действий, что добывали над неприятелем в одном месте, то продавали в другом.
-
15 Российские древнейшие писатели, как-то Иоаким и Нестор, именуют Русь и Русия. Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли. Потери же когда где последовали, то сие происходило от вредительных ссор и междоусобиц. Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское. Были ли государи русские до пришествия в Русь славян, о том известия порядочного по сю пору не отыскано, но вероятно, что без начальства и начальника не были. Шведские и норвежские писатели поименно называют русских царей под именем гардарикских и голмогардских царей. Писатели сказывают, что варяги русским князьям войски давали и что русы помогали соседям в войнах. Слово "князь" в древнейших книгах, вместо греческого игемона и стратиарха, воевода и высший войск начальник, положено. У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было. Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии. Латины русь именовали рутении. Все северные писатели сказуют, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию и Норвегию ездили за торгами. Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили. Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели. Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая Русь или Руса именуется. Город Старая Руса был прежде Новгород. Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из Старой Руси в Новгород переселились. У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород Великий престол княжеский был в Старой Ладоге. Близ Старой Ладоги и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика. В тридцати верстах от Новгорода Великого был славен Холмоград, на сарматском языке значит "третий град"; в сей град короли северные нарочно приезжали для моления. По обстоятельствам вероятно, что сей город был при реке Мете, где ныне село Бронница, тут весьма высокий холм; на сем холме виден до днесь древний вал и студенец. Славяне, пришед, русами овладели. Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются. Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами соединились.
-
13 Между баснословиями почитать надлежит сказати, будто князь Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море. Сие есть явная басня; ибо известно, что после Нерона Августова рода не осталась ни единая душа. 14 Славянских князей поколение пресеклось в Новгороде кончиною Гостомысла. У всех славянских поколений был обычай имена как мужеские, так и женские заимствовать от своего языка. Примечается, что славянский народ любил везде употреблять слово "слава". Князи и вожди того народа имели имена от славы, как-то: Святослав, Ярослав, Изяслав, Мстислав, Мечеслав, Судислав, Ростислав, Радислав, Болеслав, Владислав, Венцеслав, Вышеслав, Славомир, Преслава, Возмислава, Будислава, Подражислава, Сбыслава и проч.; даже и в народных песнях припев всегда был и есть "слава". Самое имя славянского народа писатели производят от славных дел славян. Славяне более к воинской службе прилежали, нежели к наукам и художествам, и потому не диво, буде красноречивых дееписателей между ими не случилось; однако же по сказаниям Нестеровым и иных видно, что они древние истории письменные имели, да оные утрачены или еще не отысканы, и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели; они своим соседям известны были под своим именем, иногда же и под другими многими именами. Распространением и умножением славянского языка доказывается распространение славянского народа. До времен Рюрика почти вся Россия уже славянским языком говорила. Многие народы в свете завоеваниями теряли свой язык, но славянский язык перенимали побежденные славянами народы. Славяне жили в жильях; они воевали пеши, имея в одной руке малой щит, в другой невеликое копье; платье носили одно, и то короткое; говорили все одним языком, хотя много поколений славян было. Славяне были росту и вида равного, люди взрослые, здоровые и сильные; лицом были не весьма белы, волосы имели темно-русые. Славяне на востоке, юге, западе и севере обладали толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не касались. Где же побывали, тут строили города, коим многим славянские имена до днесь остались. Понеже славянских князей поколение, которое пресеклось кончиною Гостомысла в 860 году, восходит примерно до 480 года по Рождестве Христовом, то надежно полагать можно, что до 480 года славяне приходили в Русь.
-
12 Новгородский летописец сказует следующее. Един князь Славян* с братом Скифом**, имея многие войны на востоке, пошли к западу, многие земли около Черного моря и Дуная себе покорили. ______________________ * Тут видится баснословное, смешанное со истиною. Князьям едва не дано ли имен народов славян и скифов. Князья названы братьями, хотя славяне и скифы были народы разные. ** Что славяне и скифы имели многие войны на востоке и западе, и многие земли покорили - о том сомнения нету. ______________________ Славян князь оставил по Дунаю сына Бастарда, пошел к полуночи, град великий создал, во имя свое назвал Славянск.* ______________________ * Славяне везде, куда ходили, созидали грады. ______________________ Скиф князь остался у Понта Меотиса, в пустынях обитал, где питался скотоводством, и прозвалася страна та Скифия великая.* ______________________ * Скифы не имели селений. ______________________ По устроении великого града умер Славян князь, и по нем владели сынове его и внуки много сот лет.* ______________________ * Иные разумеют сей град был Новгород, а иные - Старую Ладогу. ______________________ Потом был князь Вандал*, который, владея славянами, ходил войною на север, восток и запад морем и сухим путем, и возвратился во град великий, покоряя народы многие. ______________________ * Тут опять князю дано имя народа. ______________________ После того князь Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников* Гардорика и Гунигарда со многими войсками славян, руси и чуди, и сие шедше, многие земли завоевав, не возвратились; князь Вандал разгневался на них за то, все земли от моря до моря от них отобрал, роздал своим сыновьям. Имел же он три сына, а именно: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому сыну построил по единому граду, назвал их именами. Сам пребывал в великом граде лет много и в глубокой старости умер. По нем Избор и Столпосвят умерли же, и Владимир принял власть над тою землею. У Владимира была жена от рода варяг, именем Адвинда, весьма прекрасная и мудрая, о ней много повествуют в старых песнях. ______________________ * Тако северные иностранные писатели называли Русь. ______________________ После смерти Владимира и Адвинды княжили сыновья его и внуки девятый* до Буривоя. Буривой имел войну с варягами многократно, победил их, потом сам был побежден варягами, кои дань тяжкую наложили на град великий, на славян, русь и чудь. ______________________ * Иные счисляют четырнадцать колен до Гостомысла, сына Буривоя; полагая на владетеля по двадцати пяти лет, то учинить 350 лет, и так сие поколение восходит примерно до 480 года по Рождестве Христове. ______________________ Народы, отягченные данью, послали к Гостомыслу, сыну Буривоя, просить да избавить их от варяг. Гостомысл варяг изгнал и при море град во имя старшего своего сына Выбора построил, учинил мир с варягами, и бысть тишина в той земле. Гостомысл был муж храбрый, мудрый, соседями почитаем, а людьми любим ради правосудия; многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушати мудрости и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися повсюду. Гостомысл имел четыре сына и три дочери, сыновья померли прежде отца, большая дочь была за Изборским, от которой Ольга княгиня, средняя дочь его, Умила, была в замужестве за финским королем отродия варяжского; от сего супружества родился Рюрик со братиями. Гостомысл оставил завещание своим подданным, чтоб по смерти его призван был владычествовать в Новгород внук его, сын средней дочери, Рюрик, князь варяжский, со братиями Синеусом и Трувором*. ______________________ * Сии имена суть готические и сарматские.
-
Первая эпоха 7 Российскую историю разделить можно на пять эпох или времен. Первая эпоха - до великого князя Рюрика, или до 862 года по Рождестве Христове. Вторая эпоха - от великого князя Рюрика до пришествия татар, или от 862 года до 1224 года. Третья эпоха - от пришествия татар до изгнания татар, или от 1224 года до 1462 года. Четвертая эпоха - от изгнания татар до восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича, или от 1462 года до 1613 года. Пятая эпоха - от восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича до днесь, или от 1613 до днесь. 8 Первую эпоху российской истории паки разделить можно на три времени. Первое время - то, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа. Второе время - то после Потопа, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеем. Третье время - то, о котором известия до нас дошли, но в Святом Писании не находятся. Касательно первого и второго времен - тех, о которых, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа и после Потопа, - о тех первые книги Моисеевы Бытия повествуют.
-
Екатерина II (Романова). Записки касательно российской истории
темата публикува Геннадий Воля в Russian
ПРЕДИСЛОВИЕ Сии записки касательно российской истории сочинены для юношества в такое время, когда выходят на чужестранных языках книги под именем "Истории российской", кои скорее именовать можно сотворениями пристрастными; ибо каждый лист свидетельством служит, с какою ненавистью писан, каждое обстоятельство в превратном виде не токмо представлено, но к оным не стыдилися прибавить злобные толки. Писатели те хотя высказываются, что имели российских летописцев и историков пред глазами, но или оных не читали, или язык русский худо знали, или же перо их слепою страстию водимо было. Беспристрастный читатель да возьмет труд сравнить эпоху российской истории со историями современников великих князей российских каждого века, усмотрит ясно умоначертания всякого века, и что род человеческий везде и по вселенной единакие имел страсти, желания, намерения и к достижению употреблял нередко единакие способы. Все европейские народы до святого крещения, быв погружены в суеверие, в идолопоклонство, имели правила и права иные; получив просвещение Евангельское, получили правила до того им неизвестные, кои не инако могли переменить обычай, мнение и мысли людей, стариной занятые, как мало-помалу*. ______________________ * Собиратель сих записок касательно российской истории - не в числе змей, вскормленных за пазухой: он век свой чтился выполнить долг благодарного сердца. Он думает, что похвальное не останется без хвалы; непохвальное без опорочения, доброго же умалять доброту или порочного умножать дурноту, и тем подобиться неискусному врачу либо невежеством наполненному детскому учителю, не есть дело его. -
Сторона Сагимова торжествуетъ . 1777 - Тогда обѣ стороны равно возпламененныя вступили въ бой; Сагимова подкрѣпляемая Россіянами, одержала побѣду. Девлеть потребовалъ помощи въ Константинополѣ, между тѣмъ какъ Императрица повелѣла идти новой арміи подъ предводительствомъ Князя Прозоровскаго, для поддержанія изполненія Каинарджискаго Договора. Порта, которая не заботилась о кровопролитномъ разрывѣ, вмѣсто приказанія идти своимъ поискамъ, вздумала предложить о возведеніи третьяго Хана, коему велѣла войти чрезъ Азію, и коего весь народъ принялъ съ удовольствіемъ. Но наконецъ Дворъ сей понялъ что нѣчего было дѣлать болѣе съ непостоянствомъ народнымъ , и что не произками могъ онъ побѣдить Россіянъ. По чему Девлешъ былъ оставленъ; Великій Султанъ утвердилъ Сагима; сей присягнулъ ему, яко Калифу, отправилъ въ то же время другаго Посла къ Россійскому Двору, для извѣщенія о своемъ возстановленіи на престолъ, и миръ почиталося не былъ прерванъ между обѣими Державами. Крымъ покоренъ вновь Сагиму 1778 и 79. Наконецъ весь Крьмъ покорился снова Сагиму; однако надлежало, чтобы Порта утвердила опять его независимость, хотя она не преставала изкать тайно разрушенія оной. Россія вступаетъ во владѣніе Крымом 1783 . Порта производя въ немъ непрестанно новыя возмущенія, подала мысль къ овладѣнію онымъ, для прекращенія издержекъ, въ кои вовлекало эащищеніе престола и земля. По крайней мѣрѣ такъ изъяснено въ манифестѣ, обнародованнрмъ отъ имени Ея Императорскаго Величества Всероссійской Государыни Екатерины II, и подписанномъ Княземъ Потемкинымъ 8 Апрѣля 178З. По таковымъ же причинамъ Сагимъ - Гирей-Ханъ уступилъ сей полуостровъ Екатеринѣ II.
-
Девлетъ Ханомъ въ 1774 . Покровительствуемый же Россіею, Девлетъ братъ Сагимовъ, былъ предпочтенъ. Порта возмущая Нагайскихъ Татаръ, сосѣдственныхъ съ островомъ Таманомъ, ласкалась завоевать обратно Крымъ, въ коемъ деньги могли ей составить единомышленниковъ; но ничто не удалось ея; Каинарджискій миръ утвердилъ независимость Тавріи. Однако сіе послѣдовало съ нѣкоторымъ облегченіемъ въ условіяхъ. Каинарджискій Договоръ іо Іюля 1774* Сагимъ былъ принятъ въ милость и подтвержденъ въ Ханствѣ Екатериною II, съ таковымъ постановленіемъ, чтобы почитать ему духовную власть Великаго Калифа, и быть признаваему Портою. Кромѣ городовъ уступленныхъ имъ Императрицѣ, Она оставила ему всѣ сдѣланныя ею въ Тавріи завоеванія. Великій Султанъ съ своей стороны прислалъ ему всѣ знаки Царскаго достоинства, кафтанъ, чалму, саблю, и было соглашенось съ Россіею, чтобъ новоизбранный Ханъ извѣстилъ о своемъ возшествіи оба Дворы: чтобъ онъ приказалъ молиться всенародно за Великаго Султана во всѣхъ мечетяхъ: чтобъ онъ принималъ судей назначаемыхъ Каделескеромъ. Царе -Градскимъ, и приказалъ бы бить монету съ Турецкимъ штемпелемъ. Порта обнадеживала наблюдать Договоръ ненарушимо; но будучи слишкомъ слаба, чтобы отзываться иначе, употребляла хитрость къ возмущенію многочисленной стороны, остававшейся у Девлетъ-Гирея, и къ обращенію въ пользу свойственнаго Татарамъ Непостоянства. Сагим сверженъ. Девлетъ поддержнваетъ Порту. Война возгарается. 1776. Вскорѣ собрался народъ, свергнулъ Сагыма и возстановилъ Девлета, не предвидя приближавшагося вступленія Россіянъ въ ихъ землю. Хотя всякъ сдѣлалъ свои приготовленія напередъ , и хотя Константинопольскій Дворъ не наблюдалъ болѣе мѣры, однако Петербургскій всегда сохранялъ выгоду, которую доставляетъ дѣятельность. Великій Султанъ подтвердивъ избраніе Девлета, велѣлъ объявить при собраніи народа „что независимость Татаръ не могла согласоваться съ ,,Магометанскою вѣрою, и что овладѣніе ,,тремя уступленными городами было противно пользамъ изповѣдующихъ оную.
-
Капланъ -Гирей. 1770. Однако едва у него борода, которою онъ весьма занимался, выросла, какъ КапланъГирей наслѣдовалъ ему чрезъ десять мѣсяцевъ , и царствовалъ самъ не болѣе тода. Онъ былъ побѣжденъ на сраженіи при Ларгѣ противъ Россіянъ, и немедленно сверженъ. Селямъ вступаетъ таки на престолъ . 177 1 Между тѣмъ какъ война продолжалась съ ожесточеніемъ, Порта имѣя нужду въ Татарахъ, почла за долгъ призвать Селимъ-Гирея, который былъ ей не великою помощію. Татары покорились тогда Екатеринѣ II. Селимъ обѣщалъ прислать двухъ своихъ сыновей въ заложники въ Санктпетербургъ; но не исполнивъ потомъ сего обязательства, увидѣлъ онъ себя окруженнымъ Россійскими войскамц въ своей столицѣ, и оставленнымъ своими подданными, бывъ весьма щастливъ, что могъ уйти тайно съ своимъ семействомъ и наперсниками въ Царь-Градъ. Во время сего отсутствія, составлявшаго междуцарствіе, недовольные избрали на его мѣсто Сагимъ - Гирея , сына Ахметова. Сагимъ , избранный народомъ, присоединяется съ онымъ къ Россіи . Декабря 1771. Порта отправила войска прошивъ нихъ, но они будучи поддерживаемы Россіянами остались побѣдителями, и Сагимъ былъ избранъ народомъ, который согласно съ нимъ, отказался отъ всякой связи съ Портою, объявилъ Государство толико же независимымъ колико оно было до взятія Каффы Магоммедомъ II, и отдался въ покровительство Россіи своей новой союзницы. Сагимъ возобновилъ сіе обязательство въ слѣдовавшемъ году, и для утвержденія онаго свободою плаванія по Черному Морю, уступилъ Императрицѣ города Керчь, Энивале и Кильбурунъ на Днѣпрѣ. Мустафа III, царствовавшій тогда, хотѣлъ прервать сіи новые Договоры. Онъ назначалъ многихъ въ Ханы, но былъ не въ силахъ поддерживать ихъ; онъ покушался даже примиряться съ Сагимомъ, лишеннымъ милости у Петербургскаго Двора за сей произкъ, и никто изъ покровительствуемыхъ Портою не былъ избранъ на его мѣсто.
-
Капланъ возведенъ на его место в 1748. Селимъ былъ сверженъ и не прежде возведенъ паки какъ чрезъ пять лет. Въ теченіи сего времени Капланъ, о коею не упоминаютъ, занималъ престолъ. Селимъ возвращенъ въ 176З онъ умер Арсланъ-Гирей, назначенный Селимомъ и былъ утвержденъ Портой но она оставила его царствовать токмо два года. Алимъ - Гирей . 1755 . Одинъ изъ братьевъ Аслановыхъ (сверженный въ 1766) по имени Керимъ, возбуждалъ духъ мщенія между Мурзами; онъ имѣлъ тайнаго повѣреннаго у Нагайцевъ, который возжегъ войну; Сераскиръ былъ еще разбитъ, Молдавія была предана грабежу; отказан Портѣ въ вспоможеніи хлѣбомъ, безъ коего, думали, что Царь-Градъ не могъ существовать. Ханъ потребовалъ у оной помощи о большею довѣренностію противъ бунтовщиковъ; но Великій Визирь, хитрый политикъ, предвидя слѣдствія сего дѣла, начал дѣлать толь великія пріуготовленія съ такою медленностію, что Ханъ погибъ прежде нежели Оттоманскія войска выступили въ полѣ. Алимъ сверженъ. Керимъ возведенъ на ся мѣсто. 1768. Керимъ - Гирей Султанъ, на противъ того, по приготовленіи всего издали подъ личиною спокойнѣйшаго зрителя, вошелъ въ Бессарабію, и принялъ начальство надъ Нагайцами; Ромелійскіе Турки стекалися тысячами подъ его знамена, и онъ имѣлъ болѣе пятидесяти тысячъ человѣкъ, когда Оттоманскій Министръ разсудилъ, что дѣйствительнѣйшимъ средствомъ было замѣстить Алимъ- Гирей -Хана, Керимъ Султаномъ, который послѣ возбужденія возмущеній, имѣлъ бы пользу прекратишь оныя возстановленіемъ порядка. участь Алима была весьма заслужена; Керимъ • Гирей - Ханъ сверженъ , а Макзудъ возведенъ на его мѣсто. 1764. Сей Дворъ не прощалъ Кериму возмущенія, которое было весьма тягостно для онаго, и ожидалъ токмо случая наказать его за то. Нещастная война съ Черкасами послужила предлогомъ; Керимъ былъ сверженъ, сосланъ въ Родосъ, и возвращенъ по надобностямъ, которыя Порта имѣла въ его дарованіяхъ, по прошествіи четырехъ лѣтъ. Макзудъ въ теченіи сего краткаго царствованія, показалъ токмо жадность и наклонность къ жестокости. Макзудъ сверженъ , а Керимъ возвращенъ. 1768, Ни одна изъ сихъ причинъ не была побужденіемъ къ лишенію престола Манзуда; сіе было по обыкновенію предлогомъ а не причиною. Керимъ Ханомъ во вторыя разъ . Керимъ-Гирей-Ханъ, какъ то мы примѣтили, былъ человѣкъ и государственный и военный. Великій Султанъ велѣлъ призвать его для соглашенія съ нимъ о военвыхъ дѣйствіяхъ похода, который онъ былъ въ готовности открыть противъ Россіянъ; в разореніе Новой Сервіи было постановлено въ семъ переговорѣ. Керимъ-Ханъ умираетъ отъ яду на 4 году. 1769. Девлетъ , племянникъ Керимовъ , наслѣдуетъ ему . 1769.
-
Капланъ - Гирей - Ханъ , 17З0. Капланъ, братъ его, принялъ тогда брозды правленія; ему не оставалось болѣе дѣлать зла. Онъ вступалъ третій разъ на сей престолъ, къ коему толикія перемѣны заставляли терять всякое уваженіе. Капланъ былъ разбитъ Россіянами за насильственное вступленіе въ ихъ землю, для сокращенія пути со стороны Кавказа, во время шествія по повелѣнію Оттоманской Порты на помощь къ осажденному Персіянами городу Багдаду. По прошествіи двухъ лѣтъ онъ хотѣлъ завоевать Дербентъ въ Дагестанѣ, и былъ такъ же отраженъ. Сіи долговременныя отсутствія Хана съ лучшими его войсками, подали случай Всероссійской Императрицѣ Аннѣ Іоанновнѣ рѣшишься объявить войну Великому Султану, яко Верховному Государю Крыма; Россійскія войска вступаютъ въ Крымъ. 17З6. Менгли тщетно покушается войти въ Россію. Походъ 17З8. Селимъ царствуетъ въ 1741. Онъ сверженъ съ престола за возмущеніе своихъ ссобственныхъ противъ него . 1747 Селимъ - Гирей - Ханъ вступилъ на мѣсто Менглія. когда Великій Султанъ далъ знать, что Менгли заключилъ обязательство по его токмо приказанію, то бунтъ утих. Наказаніе за презрѣніе его воли было еще слишкомъ въ памяти, и нельзя было не бояться новаго примѣра. Капланъ возведенъ на его место в1748. Селимъ былъ сверженъ и не прежде возведенъ паки какъ чрезъ пять лет. Въ теченіи сего времени Капланъ, о коею не упоминаютъ, занималъ престолъ. Селимъ возвращенъ въ 176З онъ умер Арсланъ-Гирей, назначенный Селимомъ и былъ утвержденъ Портой но она оставила его царствовать токмо два года. Алимъ - Гирей . 1755 . Одинъ изъ братьевъ Аслановыхъ (сверженный въ 1766) по имени Керимъ, возбуждалъ духъ мщенія между Мурзами; онъ имѣлъ тайнаго повѣреннаго у Нагайцевъ, который возжегъ войну; Сераскиръ былъ еще разбитъ, Молдавія была предана грабежу; отказан Портѣ въ вспоможеніи хлѣбомъ, безъ коего, думали, что Царь-Градъ не могъ существовать. Ханъ потребовалъ у оной помощи о большею довѣренностію противъ бунтовщиковъ; но Великій Визирь, хитрый политикъ, предвидя слѣдствія сего дѣла, начал дѣлать толь великія пріуготовленія съ такою медленностію, что Ханъ погибъ прежде нежели Оттоманскія войска выступили въ полѣ.
-
Менгли - Гирей - Ханомъ. 1725. Между тѣмъ бунтъ утихъ; но странно было, что вскорѣ потомъ Менгли, сей вѣрный другъ, былъ сверженъ съ престола, а Менгли возведенъ на оный въ 1726 году. Отъ ненаказанности и неблагодарности возгорѣлся другой бунтъ подъ начальствомъ Менглія, дяди Делія, предводителя взбуншовавшихся. Порта думала укротишь оный предложеніемъ престола Капланъ - Гирею. Сей, извѣщенный о намѣреніи Дивана наказать дворянство, отвѣчалъ, что онъ созданъ быть Ханомъ Татаръ, а не палачемъ ихъ. Менгли, братъ Каплановъ, начальник прежняго бунта, былъ не столь тонокъ; онъ согласился на все, и даже сдѣлался самымъ вѣроломнымъ противъ бунтовщиковъ, его приняли. По обыкновенію онъ собралъ большій Диванъ, на коемъ Ширинъ-Бей принужденъ былъ присутствовать, и сіе долженствовало быть его гробомъ. Одинъ изъ его чиновниковъ пришелъ увѣдомить его о томъ въ самую комнату Дивана; Ширин-Бей притворился будто бы хотѣлъ выдти на короткое время, и бѣжалъ въ Черкасію, откуда возвратился потомъ для окончанія спокойно дней своихъ въ деревни свои, не почли болѣ потребнымъ нападать на него. Менгли, пришедъ въ ненависть своею строгостію къ прежнимъ своимъ соумышленникамъ, началъ покушаться преклонять паки сердца народа, освобождая его отъ дани, которую долженъ былъ платить Хану каждый домъ, по барану; однако не взирая на сіе, онъ былъ сверженъ.
