Отиди на
Форум "Наука"

Противотанкови сау


Frujin Assen

Recommended Posts

  • Модератор Военно дело

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П была создана в 1949 году в Свердловске конструкторским бюро под руководством Г.С. Ефимова и принята на вооружение в 1955 году. В ходе разработки имела обозначение "Объект 105". В серийном производстве не состояла, была выпущена небольшая партия машин.

Самоходная установка разработана на оригинальной базе, имела кормовое расположение боевого отделения, относилась к полузакрытому типу САУ и не являлась плавающей боевой машиной. В передней части корпуса справа размещалось моторно-трансмиссионное отделение, а слева - отделение управления.

В боевом отделении на тумбе была установлена 100-мм нарезная пушка Д-50/Д-10А с длиной ствола 5610 мм. Качающаяся часть пушки с механизмами наведения находились на раме, компенсирующее устройство обеспечивало ее плавное перемещение по вертикали, подъемный и поворотный механизмы - секторного типа. В пушке применили клиновой, полуавтоматический затвор с механическим и электрическим спуском. С помощью последнего удалось заметно сократить время запаздывания - интервал между прицеливанием и выстрелом, тем самым обеспечив большую эффективность огня. Орудие было оборудовано гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Их штоки, закрепленные на казеннике, после выстрела отходили вместе со стволом, а цилиндры, находившиеся на кронштейнах люльки обойменного типа, оставались на месте.

Максимальные углы наведения пушки составляли по горизонтали 155°, по вертикали - 37°. Боекомплект состоял из 50 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов. Пулеметное вооружение на машине отсутствовало.

Для стрельбы с закрытых огневых позиций использовался панорамный прицел ЗИС-3, а для стрельбы прямой наводкой - телескопический прицел ОП-2. Броневая защита была противопульной, максимальная толщина броневых листов в носовой части корпуса составляла 15 мм. В боевом отделении боковые броневые листы изготавливались откидными.

Дизельный четырехтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель В-54-105 соединялся с механической двухпоточной трансмиссией. Двухпоточный МПП обеспечивал получение расчетного радиуса поворота на каждой из 6 передач, а также неустойчивый поворот на нейтрали вокруг центра машины при противоположном вращении гусениц.

В системе подрессоривания использовалась индивидуальная торсионная подвеска с поршневыми гидроамортизаторами телескопического типа, размещенными снаружи корпуса на передних узлах и внутри корпуса - на задних узлах. В состав гусеничного движителя входили 12 опорных и 6 поддерживающих катков с наружной амортизацией, а также гусеницы с РМШ последовательного типа.

В 1949 году на базе шасси СУ-100П и ее агрегатов были разработаны опытные образцы открытых самоходных установок СУ-152П и СУ-152Г, закрытой самоходной установки СУ-152 "Объект 120", бронетранспортера "Объект 112" и прожекторной установки "Объект 117".

В дальнейшем на базе шасси СУ-100П создавались 152-мм САУ 2С3 "Акация", самоходная пусковая установка зенитного ракетного комплекса 2К11 "Круг", 152-мм самоходная пушка 2С5 "Гиацинт-С", 240-мм самоходный миномет 2С4 "Тюльпан" и самоходный гусеничный минный заградитель ГМЗ.

Основные тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки СУ-100П

Масса, т 21,6

Экипаж, чел. 4

Габаритные размеры, мм:

Длина 7800

Ширина 3100

Высота 2262

Вооружение 100-мм нарезная пушка Д-50/Д-10А

Боекомплект 50 выстрелов

Броневая защита, мм:

Лоб 15

Борт 15

Двигатель В-54-105

12-цилиндровый V-образный дизель

Мощность двигателя, л.с. 400

Скорость максимальная, км/ч 65

Запас хода по шоссе, км 300

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,7

ширина рва, м 3

глубина брода, м 1

подъем, % 60

крен, % 30

su-100p.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • Модератор Военно дело

Самоходная установка СУ-122-54

Самоходная установка СУ-122-54

Самоходная установка СУ-122 разрабатывалась на основе опыта создания и боевого применения САУ в годы войны. Была создана в Омске в 1949 г. на базе шасси среднего танка Т-54 конструкторским бюро под руководством И.С. Бушнева. В ходе разработки имела обозначение "Объект 600". Ведущим конструктором проекта являлся А.Е. Сулин. На вооружение машина была принята в 1954 г. и серийно выпускалась в Омске в 1955-57 гг. Всего было изготовлено 77 машин.

СУ-122 относилась к типу закрытых САУ. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, поэтому все члены экипажа имели свободное общение. В боевой рубке размещались командир машины, механик-водитель, наводчик, правый и левый заряжающие.

Пушка Д-49 по характеристикам бронепробиваемости была равноценна пушке тяжелого танка ИС-3. Она имела углы возвышения и горизонтального наведения, равные 16 градусам. Для стрельбы с закрытых огневых позиций у наводчика был установлен прицел с панорамой, а для стрельбы прямой наводкой - телескопический прицел.

На вращающейся командирской башенке был смонтирован оптический дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. Боекомплект пушки составлял 35 выстрелов раздельного заряжания, а для облегчения работы заряжающих использовался электромеханический досылатель. С целью уменьшения загазованности боевого отделения сначала была применена продувка ствола сжатым воздухом от комрессора, а затем впервые для 122-мм пушек - эжекционная продувка.

С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ с пневматической системой перезарядки, второй пулемет КПВТ был установлен в качестве зенитного. Боекомплект пулеметов составлял 600 патронов.

Лобовой броневой лист корпуса и боевой рубки толщиной 100 мм был сплошным и имел угол наклона от вертикали 51 градус. Бортовые листы рубки толщиной 80 мм были наклонены под углом 26 градусов.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть с некоторыми конструктивными изменениями были заимствованы у танка Т-54. В систему воздушного запуска двигателя впервые в нашей стране был введен компрессор АК-150В. Изменена конфигуpация внутpенних топливных баков, вместо тpех наpужных - два. В связи со смещением центра тяжести машины вперед было изменено взаимное расположение опорных катков.

Основные тактико-технические характеристики самоходной установки СУ-122-54

Масса, т 36

Экипаж, чел. 5

Габаритные размеры, мм:

Длина с пушкой 9970

Длина корпуса 6000

Ширина 3270

Высота 2060

Вооружение 122-мм пушка Д-49

2х14,5-мм пулемета КПВТ

Боекомплект 35 выстрелов

600х14,5-мм патронов

Углы наведения, град.:

по гоpизонтали 16

по веpтикали +16...-4

Броневая защита, мм:

Лоб корпуса и рубки 100

Борт 80

Корма 45

Крыша и днище 20

Мощность двигателя, л.с. 520

Скорость максимальная, км/ч 48

Запас хода по шоссе, км 400

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,8

ширина рва, м 2,85

глубина брода, м 1,4

подъем, град. 32

su-122-54.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • Модератор Военно дело

СУ-85

Характеристики

Год выпуска 1943 год

Всего произведено 4100

Масса 29,6 т

Экипаж 4 человека

Габариты

Высота 2,4 м

Ширина 3 м

Длина 5,93 м

Вооружение

Пушечное 85-мм Д5-С85 (48 снарядов)

Пулеметное –

Бронирование

Лоб 75 мм

Борт 45 мм

Корма 45 мм

Крыша 20 мм

Днище 20 мм

Ходовые характеристики

Двигатель В-2-34

Мощность 500 л.с.

Тип дизельный

Скорость по дороге — 55 км/ч;

по бездорожью — 42 км/ч

Запас хода по дороге — 350 км;

по бездорожью — 280 км

Давление на грунт 0,81 кг/см2

Описание

В апреле 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ Красной Армии выслал — «Уралмашзаводу» тактико-технические требования на проектирование САУ с 85-мм орудием. Основным назначением новой самоходки должно было стать уничтожение тяжелых танков противника типа «Tiger» на дистанциях 500 — 1000 м. Для выполнения приказа предлагалось взять за основу модернизированную СУ-122М и вместо 122-мм гаубицы установить орудие с 85-мм зенитной пушки 52-K. Во второй половине апреля конструкторский отдел «Уралмашзавода», возглавляемый Л. И. Горлицким, приступил к проектированию машины.

5 мая 1943 года ГКО установил сроки и исполнителей по созданию новых танков и САУ. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на «Уралмашзавод», причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В. Г. Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения — изготовить орудие для САУ. Однако, когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31, выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении и не позволяет удобно разместить внутри машины оборудование и экипаж, а кроме того, значительно увеличивает массу САУ. На «Уралмаше» предложили заводу № 9 разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода № 9, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, была спроектирована пушка Д-5С-85, значительно лучше отвечавшая условиям установки в САУ. В конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одного орудия — С-18. Оно имело некоторые преимущества, так как в нем использовалась люлька от серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Однако и С-18 не очень удачно компоновалось в боевое отделение проектируемой САУ.

7 июня 1943 года специальная смешанная комиссия из представителей НКТП, НКВ, ГАУ и ГБТУ приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм пушками: СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и измененной люлькой «Уралмашзавода», СУ-85-11 с пушкой Д-5С-85 завода № 9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.

Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. С 20 июля 1943 года проводились их заводские испытания пробегом на 80 км и стрельбой. При этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме — 129 выстрелов, что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых механизмов сделали соответственно 39 и 62 выстрела.

По результатам испытаний комиссия рекомендовала для принятия на вооружение Красной Армии самоходную установку СУ-85-Н с пушкой Д-5С. что и было оформлено постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. Этим же постановлением предусматривалось прекращение серийного производства на «Уралмашзаводе» самоходов СУ-122 и танков Т-34, «Уралмаш» стал производить только самоходно-артиллерийские установки.

Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными стальными гранатами О-365 и бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-Э65К. Скорострельность пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6 — 7 выстр./мин.

Производство СУ-85 продолжалось на «Уралмашзаводе» с августа 1943 по октябрь 1944 года. За это время были выпущены 4100 самоходные установки.

Новую самоходку в войсках приняли хорошо и использовали достаточно эффективно. Отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского:

«Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200 — 300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудно уязвимое место — лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка „Тигр“ с дистанции 600 — 800 м, а борт его — с 1200 — 1300 м».

Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала его серийного выпуска. К осени 1943 года завод № 9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменений в самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный образец самохода прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на государственные, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме того, осенью 1943 года проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра: 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15

sy_85_2.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • Модератор Военно дело

Самоходная установка СУ-100

История создания

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в начале декабря 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление №4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал "Уралмашзавод":

САУ СУ-100. Балатонская операция. (РГАКФД)

"1. К 15.01.44 спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;

2. К 20.02.44 изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44;

3. К 25.02.44 передать самоход на государственные испытания."

Сроки устанавливались очень жесткие. Получив чертежи орудия С-34 на "Уралмаше" убедились, что эта пушка для САУ не годится: она имела внушительные размеры, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в корпусе САУ, в том числе и в ее геометрической схеме.

Это влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало использовать ее без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке.

СУ-100 на улицах Праги. Май 1945.

"Уралмаш" обратился к заводу №9, и в конце февраля 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С. Д-10С создавалась на основе морского зенитного орудия Б-34, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины. 3 марта 1944 года первый прототип СУ-100, вооруженный Д-10, был отправлен на заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега.

С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где САУ произвела 1040 выстрелов и прошла 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.

Пара СУ-100 384-го Гвардейского полка штурмовых орудий 7-го Гв. танкового корпуса вступают в г.Ландсберг (Силезия) во время Сандомирско-Силезской операции 1-го Украинского фронта. 21 января 1945.

Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе №9.

САУ с орудием С-34 получила индекс СУ-100-2. Одновременно с ней построили второй опытный образец САУ СУ-100, которая стала головной для машин серийного производства и включала в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Ее испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проведения стрельбы в количестве 923 выстрелов и пробега в 250 км государственная комиссия признала, что "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для "Фердинанд" только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 метров".

САУ СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Она прошла испытания в том же объеме, что и СУ-100, была признана худшей и на вооружение не рекомендована. СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии. Однако, пусть читателя не смущает эта дата, реально в войска САУ СУ-100 попала только через полгода, после ее официального принятия на вооружение.

Эта боевая машина была создана на базе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85.

Колонна СУ-100 на параде в Москве.

Все основные агрегаты танка — двигатель, трансмиссия, ходовая часть — остались без изменений. Почти удвоенная толщина лобового листа (75 мм СУ-100 против 45 мм у Т-34 и СУ-85) и мошное орудие существенно перегрузили подвеску передних катков. Проблему попытались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм, однако целиком ликвидировать проблему так и не удалось, здесь сказывалось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: помимо увеличенной толщины лобовой брони, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% — от СУ-122, 7,5% - от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново. Боекомплект САУ состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и осколочно-фугасными гранатами ОФ-412.

Несмотря на это, были определенные проблемы с Д-10, доводка этого орудия продолжалась вплоть до лета 1944 года. Помимо орудия, имелись большие проблемы с массовым производством бронебойного выстрела (пушка Д-10 имела унитарный патрон), серийная сборка СУ-100 была задержана, а вместо этого, используя уже готовые корпуса СУ-100, был налажен выпуск самоходок СУ-85М (то есть устанавливали 85-мм пушку Д-5С от серийной СУ-85 в корпус СУ-100). Серийный же выпуск СУ-100 начался лишь с декабря 1944 года.

СУ-100 обладала исключительно высокой огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее 100-мм пушки с дистанции в 2000 метров поражал вертикальную броню толщиной 125 мм, а на дальности до километра пробивал большинство немецких танков практически насквозь.

Описание конструкции

СУ-100 имела для своего времени классическую компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танковым переговорным устройством, передние топливные баки и часть инструментов и запасных частей.

Моторное отделение располагалось непосредственно за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. В нем размещались главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, там же находились два топливных бака и два инерциально-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков - 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.

Ходовая часть САУ аналогична ходовой части танка Т-34. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса устанавливалась 100-мм пушка Д-10С. На ней имелись два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту.

Коротковолновая радиостанция обеспечивала надежную связь на дальности до 25 км. В переднем левом углу рубки - место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе находился прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Справа от пушки - рабочее место командира машины. За сиденьем механика-водителя - место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения- заряжающего. В крыше боевого отделения располагались два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка. В стенках башенки - пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика устанавливались перископические смотровые приборы.

Неподвижное бронирование пушки литое, сложной конфигурации, крепилось к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищалась подвижной броневой сферической маской. Броневой корпус СУ-100 представлял собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоял из днища, передней и задней частей, бортов и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Днище собиралось из четырех листов, соединенных сваркой и усиленных специальными накладками. В средней части днища справа находился люк аварийного выхода экипажа, крышка которого откидывалась вправо вниз. Передняя часть корпуса образовывалась верхним и нижнем наклонными бронелистами. Наклон верхней лобовой бронеплиты 50°. В нижнем лобовом листе справа- прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму гусеницы; в верхнем- вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя В нижней части листа слева и справа приваривались два буксирных крюка.

Борт СУ-100 состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса. Верхний бортовой лист состоял из двух частей - передней и задней, причем последний лист устанавливался с большим наклоном, чем передний. К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных топливных баков и узлы крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, на которые устанавливались ящики для различных принадлежностей, по одному слева спереди и сзади справа.

Корма САУ состояла из двух наклонных листов - верхнего откидного, в центре которого находился люк с крышкой, справа и слева от люка - вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры бортовых передач, два буксирных крюка и две петли крепления верхнего откидного бронелиста. В передней части крыши боевого отделения справа располагались командирская башенка, левее ее- колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа- в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя бронелистами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые - с окнами продольных жалюзи и тремя лючками для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого опорных катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.

СУ-100

С декабря 1944 года по 3 квартал 1945 года на УТМЗ было изготовлено 2495 СУ-100. По предложению Л.И.Горлицкого обе артсистемы - Д-10C и Д-5C - монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные для установки любого из двух орудий и любой боеукладки.

Летом 1944 года в опытном порядке была изготовлена САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией.

Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ. В 50-х годах по советской лицензии СУ-100 производили в ЧССР.

Боевое применение

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. Первое боевое применение СУ-100 было 8 января 1945 года во время Балатонской операции. В больших количествах эти САУ применялись только здесь, при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении Советской армии практически до конца 70-х годов, кроме того, находились на вооружении армий стран – участниц Варшавского договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и др.

САУ СУ-122П

СУ-122П (М.Свирин)

Осенью 1944 года, в связи с задержкой производства СУ-100, конструкторское бюро Уралмаша разработало проект противотанковой САУ на базе СУ-100. Как и в случае с СУ-85М, новая машина представляла собой обычную СУ-100, но вооруженную 122-мм орудием Д-25С. Такая модернизация оказалась возможной благодаря практически одинаковым посадочным местам обоих орудий - Д-10 и Д-25.

Первые испытания новой САУ, получившей обозначение СУ-122П, прошли в октябре 1944 года, после которых машина была отправлена на Гороховецкий артполигон для проведения государственных испытаний, которые с успехом выдержала. По результатам испытаний, СУ-122П была рекомендована к принятию на вооружения. Тем не менее, ее массовое производство так и не началось. В основном это было обусловлено тем, что к тому моменту уже существовали танк ИС-2 и САУ ИСУ-122, причем они уже находились в серийном производстве. Новая же САУ ничем принципиально не была лучше этих машин.

011b.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • Модератор Военно дело

Опытная самоходная установка "Объект 416"

Опытная самоходная установка "Объект 416"

Опытная самоходная установка "Объект 416" была разработана на харьковском заводе №75 коллективом конструкторов под руководством Ф.А. Мостового в 1952 году. Машина разрабатывалась на оригинальной базе и предназначалась для борьбы с сильнобронированными целями и фортификационными сооружениями.

Орудие было разработано в ОКБ пермского завода №72 на основе танковой пушки Д-10. Новая пушка, получившая обозначение М63, имела ствол длиной 5570 мм и клиновой затвор. Для улучшения устойчивости при ведении огня прямой наводкой полными зарядами пушку оборудовали эффективным дульным тормозом.

В 1952 году опытный образец самоходной установки прошел полигонные испытания. Члены Государственной комиссии пришли к выводу, что, поскольку по максимальной дальности стрельбы она уступает СУ-100П, а по огневой мощи лишь соответствует ей, принимать новую установку на вооружение и запускать в серийное производство параллельно с СУ-100П нецелесообразно.

Самоходная установка была изготовлена в единственном экземпляре и на вооружение не принималась.

Самоходная установка "Объект 416" относилась к типу закрытых самоходных установок с круговым вращением башни. Компоновка машины была выполнена по схеме с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого отделения. Весь экипаж из четырех человек находился в башне. Такая компоновочная схема позволила получить малую высоту САУ по крыше башни (1825 мм), однако усложнила работу заряжающего, который должен был действовать сидя на полу боевого отделения или стоя на коленях.

При вращении башни механик-водитель был ориентирован постоянно по направлению движения с помощью специальных устройств, однако его размещение не в центре башни требовало определенных навыков при вождении машины.

100-мм нарезная пушка М63 была спарена с 7,62-мм пулеметом СГМТ, имела механизм облегчения заряжания и систему продувки канала ствола после выстрела сжатым воздухом. Углы возвышения ствола составляли от -5° до +36°, углы горизонтального наведение без поворота башни - 10° на борт. Боевая скорострельность составляла 8-10 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки составлял 35 выстрелов, начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 900 м/с.

12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель ДГ мощностью 400 л.с. имел горизонтальное расположение цилиндров и эжекционную систему охлаждения.Он устанавливался в носовой части машины поперек корпуса. Механическая трансмиссия включала главный фрикцион, 5-скоростную коробку передач, двухступенчатые ПМП и однорядные бортовые редукторы.

Оригинальным техническим решением были гидравлические приводы, обеспечивавшие управление движением машины из вращающейся башни. Переключение передач было преселекторным, то есть включение заранее выбранной с помощью кулисы передачи осуществлялось в нужный момент нажатием педали. В приводе имелось два устройства гидрообъемного типа, обеспечивающих вращение полика башни и сиденья механика-водителя.

В ходовой части применялись торсионная подвеска, обрезиненные опорные катки и гусеницы с ОМШ.

Основные тактико-технические характеристики опытной самоходной установки "Объект 416"

Масса, т 30,9

Экипаж, чел. 4

Габаритные размеры, мм:

Длина с пушкой 9250

Длина корпуса 6100

Ширина 3000

Высота 2225

Клиренс 400

Вооружение 100-мм пушка М63

7,62-мм пулемет СГМТ

Боекомплект 35 выстрелов

Боевая скорострельность, выстр./мин. 8-10

Броневая защита, мм:

Лоб корпуса 75

Лоб башни 110

Борт и корма 45

Крыша и днище 20

Двигатель 12-цилиндровый дизельный ДГ

Мощность двигателя, л.с. 400

Скорость максимальная, км/ч 45

Link to comment
Share on other sites

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...