Отиди на
Форум "Наука"

Италианската армия през Втората световна война - от хрониките и снимките


Recommended Posts

  • Потребители

Итальянские войска в СССР (1941—1943)

 
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 августа 2013; проверки требуют 15 правок.
Экспедиционный итальянский корпус в России,
позже 8-я итальянская армия
Годы существования

10 июля 1941 - февраль 1943

Страна

Flag of Italy (1861-1946).svg Королевство Италия

Подчинение

Flag of the German Reich (1935–1945).svg Третий рейх

Входит в

8-я итальянская армия (с 1 апреля 1942)

Тип

экспедиционная армия

Функция

агрессия

Численность

62 000 (июль 1941)
230 000 (сентябрь 1942) [1]

Дислокация

СССР

Участие в
Командиры
Известные командиры

И. Гарибольди

Военная кампания итальянских войск в СССР 1941—1943 годовагрессия, кампания (военные (боевые) действия) формирований вооружённых сил Королевства Италия против Союза ССР, в период Великой Отечественной войны.

Агрессия началась после нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Чтобы показать свою солидарность с немцами, итальянский диктатор Б. Муссолини отдал приказ о подготовке военного контингента для проведения боевых действий на Восточном фронте, в СССР.

Первоначально армия, направленная в СССР, называлась «Экспедиционный итальянский корпус в России» (итал. Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR). С июля 1942 года, после пополнения и переформирования, CSIR сменил название на «8-я итальянская армия», она же «Итальянская армия в России» (итал. Armata Italiana in Russia, ARMIR).

 

Содержание

 

Экспедиционный итальянский корпус в России (Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR)

220px-CoA_mil_ITA_rgt_bersaglieri_03.png
 
Эмблема 3-го полка берсальеров.

Созданный 10 июля 1941 года «Экспедиционный итальянский корпус в России» прибыл в СССР в июле — августе 1941 года. Изначально CSIR подчинялся 11-й армии немецкого генерала О. Р. фон Шоберта (нем. Eugen Ritter von Schobert). 14 августа 1941 года корпус был переведён в подчинение 1-й танковой группе немецкого генерала Э фон Клейста. 25 октября 1941 года, 1-я танковая группа была переформирована в 1-ю танковую армию. CSIR оставался под командованием Клейста до 3 июня 1942 года, после чего корпус был передан в подчинение 17-й армии немецкого генерала Рихарда Руоффа.

На ранних этапах кампании, при переброске корпуса в СССР, первый командующий CSIR, итальянский генерал Ф. Зингалес (итал. Francesco Zingales), находящийся в тот момент в Вене, заболел. 14 июля 1941 года Зингалес был заменён генералом Д. Мессе.

Корпус состоял из управления и трёх дивизий:

На практике, слово «автотранспортируемая» означало, что вместо специальной военной техники использовались разнообразные гражданские автомобили. 3-я подвижная дивизия состояла из кавалерии и моторизованных частей. Бо́льшая часть артиллерии дивизии была на конной тяге. В этой дивизии берсальерыитал. bersaglieri — элитные стрелки) часто использовали мотоциклы и велосипеды.

На момент создания корпуса, его силы были таковы: около 3 000 офицеров и 59 000 солдат, 5 500 моторных транспортных средств и свыше 4 000 лошадей и мулов. Роды войск в корпусе были в основном представлены легковооружённой пехотой, кавалерией и берсальерами. В дивизиях «Торино» и «Пасубио» было по два пехотных полка и по полку артиллерии.

3-я подвижная дивизия состояла из четырёх полков. Кроме того, на вооружении этой дивизии стояли бронированные машины: танкетки L3/35, лёгкие танки Fiat L6/40 и противотанковые самоходные артиллерийские установки Semovente 47/32. Полки дивизии: 3-й драгунский кавалерийский полк «Савойя», 5-й уланский кавалерийский полк «Наварра», 3-й подвижный артиллерийский полк и 3-й полк берсальеров. Подразделения корпуса были довольно смешанными, поэтому передвижение осуществлялось различными способами — с помощью моторизованных транспортных средств, лошадей, мотоциклов, велосипедов и пешими переходами.[2]

Операции CSIR, август 1941 — июль 1942

Первое боестолкновение произошло в августе 1941 года. Действия корпуса в составе 11-й армии были направлены против отвода советских войск, находившихся между реками Южный Буг и Днестр.

Перед тем как 11-я армия присоединилась к румынской армии, которая вела бои за Одессу, итальянский корпус перешёл в подчинение танковой группе немецкого генерала Эвальда фон Клейста. Находясь в составе этой группы, в промежутке между 20 октября и 2 ноября 1941 года корпус был задействован в штурме города Сталино (ныне Донецк) и оккупации близлежащих городов Горловка и Орджоникидзе (ныне Енакиево).

После того как 16 октября 1941 года румынские и немецкие войска захватили Одессу, некоторые подразделения итальянцев приняли участие в оккупации территории вокруг города.

В день католического Рождества 1941 года советские войска предприняли мощную атаку на позиции 3-й подвижной дивизии (т. н. «Первое рождественское сражение»). Итальянцы атаку отбили, но ценой больших потерь.

Всего потери корпуса (убитые, раненые и пропавшие без вести) с июля 1941 года по июль 1942 г. составили 15 000 человек.[3]

8-я Итальянская армия

Основная статья: 8-я армия (Италия)
300px-Bundesarchiv_Bild_183-B27180%2C_Ru
 
Итальянские солдаты, июль 1942.

В июле 1942 года, Муссолини, с целью активизации боевых действий на Восточном фронте усилил итальянские войска. CSIR был пополнен и сменил название на «8-я итальянская армия». Другое название 8-й итальянской армии — «Итальянская армия в России». Армия была подчинена группе армий «B» немецкого генерала Максимилиана фон Вейхса.

В СССР прибыло семь новых дивизий и, таким образом, количество итальянских дивизий на Восточном фронте увеличилось до десяти. Четыре прибывшие дивизии:

В добавление к пехотным, были присланы три альпийских (итал. Alpini — элитные горнострелковые подразделения итальянской армии) дивизии:

8-я итальянская армия состояла из трёх корпусов:

Дивизии «Торино», «Пасубио» и «Им. принца Амедео, герцога д’Аосты».
  • 2-й армейский корпус:
Дивизии «Сфорцеска», «Равенна», «Коссерия» и «Виченца».
  • Альпийский корпус:
Дивизии «Тридентина», «Юлия» и «Кунеэнзе».

Дивизия «Виченца» была задействована в основном в тылу, для обслуживания военных коммуникаций.

Кроме итальянских дивизий, в ARMIR были включены немецкие 298-я и 62-я дивизии (позднее направленные в Сталинград), хорватская добровольческая бригада и три бригады Camicie Nere (итальянские «чёрнорубашечники»—добровольцы).

К ноябрю 1942 года ARMIR насчитывал 235 000 человек в двенадцати дивизиях и четырёх бригадах. Армия была оснащена 988 орудиями, 420 миномётами, 25 000 лошадьми, 64 самолётами и 17 000 транспортными средствами. Танков по-прежнему имелось малое количество. Также в армии была серьёзная нехватка хорошего зимнего обмундирования (за исключением альпийских дивизий).

Командование над вновь сформированной армией от генерала Мессе принял итальянский генерал Итало Гарибольди. Будучи командующим CSIR, Мессе выступал против увеличения итальянского контингента в СССР, пока войска не будут оснащены должным образом. В результате генерал был освобождён от должности.

До назначения на пост командующего ARMIR, Гарибольди был генерал-губернатором Ливии. После войны был подвергнут критике за чрезмерную покорность немцам.

Операции ARMIR, июль 1942 — ноябрь 1942

К июлю 1942 года армия вышла на рубеж, проходящий по правому берегу Дона. В августе, подразделения берсальеров 3-й подвижной дивизии ликвидировали плацдарм советских войск у населённого пункта Серафимович. В этом же месяце с поддержкой немецких танков они отбили хорошо организованную атаку советских войск (т. н. «Первое оборонительное сражение на Дону»).[4]

Операция «Малый Сатурн», ноябрь 1942 — февраль 1943

300px-Eastern_Front_1942-11_to_1943-03.p
 
Наступление советской армии с ноября 1942 по март 1943.
300px-Operation_Little_Saturn.png
 
Карта операции «Малый Сатурн»

К концу осени 1942 года ARMIR была размещена на левом фланге немецкой 6-й армии, между венгерскими и румынскими войсками. В дальнейшем немецкая 6-я армия вступила в бои с 62-й армией советского генерала Василия Чуйкова, в Сталинграде. Протяжённость итальянского участка составила свыше 250 км. Рубеж проходил по берегу реки Дон, начиная с позиций 2-й венгерской армии и до позиций 3-й румынской армии в Вёшенской. На своём участке итальянцы создали слабую оборону — не были выкопаны траншеи, не были созданы эффективные оборонительные позиции. Кроме того, снегопады и сильные морозы затрудняли передвижение войск.

Ситуация для немецких войск в Сталинграде оставалась стабильной до тех пор, пока советские войска 19 ноября 1942 года не начали операцию «Уран». Целью этой операции было полное окружение и блокирование 6-й немецкой армии. Удар советских войск был направлен на слабые румынские армии, находящиеся к северу и югу от Сталинграда. Операция «Уран» планировалась, как одновременный удар в двух разных направлениях. Советские войска нанесли два удара и прорвали линию обороны третьей и четвёртой румынских армий, и через четыре дня после начала операции у населённого пункта Калач-на-Дону замкнули окружение.

Ситуация для итальянских войск, растянутых вдоль Дона, оставалась стабильной до тех пор, пока советские войска 11 декабря 1942 года не начали операцию «Сатурн». Целью этой операции было уничтожение позиций итальянских, венгерских, румынских и немецких войск на реке Дон. Первый этап операции «Сатурн» также известен как операция «Малый Сатурн». Целью этой операции было полное уничтожение 8-й итальянской армии.

63-я советская армия, подкреплённая танками Т-34, сначала нанесла удар по наиболее слабому сектору итальянского участка — правому флангу, оборонявшемуся пехотными дивизиями «Равенна» и «Коссерия». Обе дивизии были отброшены назад и уничтожены.

17 декабря 1942 года 21-я советская армия и 5-я советская танковая армия атаковали и уничтожили остатки румынских войск, находившихся справа от итальянцев. Примерно в это же время 3-я советская танковая армия и части 40-й советской армии нанесли удар по венгерским войскам, находившимся слева от итальянцев.

Затем советская 1-я гвардейская армия атаковала центр итальянского участка, который удерживали дивизии: 298-я немецкая, «Пасубио», «Торино», «Им. принца Амедео, герцога д’Аосты» и «Сфорцеска». После одиннадцати дней боёв с превосходящими советскими войсками дивизии были окружены и уничтожены.

14 января 1943 года, после короткого перерыва, 6-я советская армия атаковала дивизии Альпийского корпуса. Эти дивизии размещались на левом фланге итальянской армии и до сих пор ещё практически не были задействованы в сражении. Но, несмотря на это обстоятельство, после разгрома итальянского центра, правого фланга и уничтожения венгерских войск слева положение альпийских дивизий стало критическим, и вскоре две дивизии — «Юлия» и «Кунеэнзе» — были уничтожены. Бойцы 1-го альпийского полка, входившего в дивизию «Кунеэнзе», сожгли полковые флаги с целью не допустить их захвата. Часть дивизии «Тридентина» и другие отходящие войска избежали окружения.

26 января 1943 года, после тяжёлого сражения, кульминацией которого стал бой под Николаевкой, остатки альпийских дивизий прорвали окружение и отошли на новые оборонительные позиции. К этому времени единственным подразделением, сохранившим некоторую боевую силу и всё ещё принимающим участие в боях, была дивизия «Тридентина». Остатки наличного состава итальянских войск были обморожены, больны и деморализованы.

При проведении эвакуации уцелевших войск в Италию фашистский режим принимал усилия по сокрытию правдивой информации о них, тем самым стараясь избежать упадка морального духа населения.

Всего около 130 000 итальянцев было окружено в ходе наступления советских войск. Согласно итальянским источникам, около 20 800 солдат погибло в боях, 64 000 было захвачено в плен и 45 000 удалось отойти.[5]

Итоги и последствия кампании

300px-Italiani_-ARMIR.jpg
 
Колонна итальянских военнопленных, 1943 год.

С начала кампании, около 30 000 итальянцев погибло в боях, ещё 54 000 умерло в советском плену. К концу февраля 1943 года стремительное отступление закончилось и Муссолини вывел остатки 8-й армии с Восточного фронта. Когда новости об итальянской армии достигли Италии, по популярности Муссолини был нанесён сильный удар. Выжившие на Восточном фронте военнослужащие обвиняли итальянскую политическую элиту и генералов в легкомыслии, которое выразилось в отправке на фронт плохо подготовленной и слабо вооружённой армии. Не обошли вниманием и немецких командиров, которые были обвинены в спасении своих войск, жертвуя при этом итальянскими. По общему мнению, отход итальянцев после прорыва советских войск был неоправданно задержан.[6]

В первой половине 1943 года ситуация в Италии начала ухудшаться. 25 июля 1943 года Бенито Муссолини и его фашистский режим был свергнут и 8 сентября новое итальянское правительство, возглавляемое маршалом Пьетро Бадольо и королём Италии Виктором Эммануилом III, подписало перемирие с союзными войсками.

В 1943 году, после свержения Муссолини, новое итальянское правительство объявило войну Германии. Немецкие части, расположенные во Львове, были подняты по тревоге, окружили казармы своих бывших союзников, обезоружили их, а затем в течение нескольких дней расстреляли. Расстрелы производились в Цитадели и в Яновском лагере.[7][8]

В 1944 году, сразу после освобождения Львова советскими войсками, была создана прокурорская группа, которой было поручено расследование преступлений нацизма на Западной Украине. Этой группой были вскрыты факты уничтожения гитлеровцами своих бывших союзников. Эти факты прозвучали на Нюрнбергском процессе.

В произведениях искусства

кинематограф

См. также

Примечания

  1. Войска стран Европы в войне против СССР (1941-45)
  2. Messe, 1947. Faldella, 1959. Mack Smith, 1979
  3. Messe,1947. Italian Ministry of Defence, 1977a
  4. Italian Ministry of Defence, 1977a. Valori, 1951
  5. Italian Ministry of Defence, 1977b and 1978
  6. Faldella, 1959. Mack Smith 1979
  7. Архив Ядва-Шем. М-37/320, л. 4.
  8. Архив Ядва-Шем. TR-18. 66 (IX), л. 202.

Литература

  • Г. С. Филатов. Восточный поход Муссолини / Крестовый поход на Россию: Сборник статей. — М.: Яуза, 2005. — 480 с. — (Война и они) / Редактор-составитель М. Чернов.
  • Faldella, Emilio. L’Italia nella seconda guerra mondiale. Cappelli Bologna 1959  (итал.)
  • Mack Smith, Denis. Le guerre del duce. Laterza, Bari 1979  (итал.)
  • Messe, Giovanni. La guerra al fronte Russo. Il Corpo di Spedizione Italian (CSIR). Milano 1947  (итал.)
  • Italian Ministry of Defence. Stato Maggiore Esercito. Ufficio Storico. Le operazioni del CSIR e dell’ARMIR dal Giugno 1941 all’ottobre del 1942. Roma, 1977  (итал.)
  • Italian Ministry of Defence. Stato Maggiore Esercito. Ufficio Storico. L’8° Armata Italiana nella seconda battaglia difensiva del Don. Roma, 1977  (итал.)
  • Italian Ministry of Defence. Stato Maggiore Esercito. Ufficio Storico. L’Italia nella relazione ufficiale sovietica sulla seconda guerra mondiale. Roma, 1978  (итал.)
  • Valori, A. La campagna di Russia, CSIR, ARMIR 1941-43. Roma, 1951  (итал.)

Ссылки

Link to comment
Share on other sites

  • Потребители

 

Боевой состав 8-й Итальянской армии.
1 августа 1941 г.

Командование
Командующий армией - генерал армии Итало Гарибольди
Начальник штаба - дивизионный генерал Бруно Малагутц
Командующий артиллерией - дивизионный генерал Марио Балотта
Командующий инженерными войсками - дивизионный генерал Арнальдо Форжьеро
Командующий авиацией - генерал Энрико Пецци
Командующий тыловой службой - бригадный генерал Карло Больино

Соединения и части непосредственного подчинения

Карабинеры (полиция):
10 отдельных взводов

Пехотные:
109-и пулеметный батальон на бронеавтомобилях
лыжный альпийский батальон "Монте Червино"

Кавалерийские:
кавалерийская группа - командир бригадный генерал Гюльельмо Барбо:
кавалерийский полк "Савойя Кавалерия"
кавалерийский полк "Ланчьери ди Наварра"
артиллерийский полк кавалерии (3 дивизиона 75/27-мм пушек на копной тяге)

Артиллерийские:
9-я армейская группа артиллерии:
24-й, 50-й дивизионы 149/28-мм пушек
31, 32, 34-й дивизионы 149/40-мм пушек
73-й дивизион 210/22-мм гаубиц
201-и полк моторизованной артиллерии (3 дивизиона 75/32-мм пушек)
4-я армейская группа зенитной артиллерии
4-й, 19-й дивизионы 75/46-мм пушек (двухбатарейные)
36, 37, 38-й дивизионы 75/46-мм пушек (трехбатарейные)
31, 40, 42, 65-я зенитные батареи 20-мм пушек

Инженерные, связи, химической службы:
26-й саперный батальон
5-я армейская группа связи (2 батальона телефонно-телеграфной связи и отдельная рота радистов)
1, 2, 9, 34-й понтонно-мостовые батальоны
9, 10, 18, 40-й батальоны железнодорожного и дорожного строительства
8-я армейская группа химической службы (2 батальона)

Милиция (чернорубашечники)
хорватская бригада

Авиация:
71-я группа разведывательной авиации (38-я и 116-я эскадрильи разведчиков)
21-я группа истребителей (356, 361, 382, 386-я эскадрильи истребителей)

Службы:
санитарная, интендантская, транспортная, ветеринарная, снабжения, почта, склады, мастерские, госпитали, трибунал, столовые и др.-

Штатные объединения и соединения

 

2-й армейский корпус

Командование
Командир - корпусный генерал Джованни Зангьери
Начальник штаба - полковник Уго Альмичи
Командующий артиллерией - бригадный генерал Марио Марторелли (с 1 декабря 1942 г.- бригадный генерал Итало Джильо)
Командующий инженерными войсками - бригадный генерал Балилла Рима
Штаб, штабные службы, подразделения

Части непосредственного подчинения

Пехотные:
2-й пулеметный батальон ПВО
102-й пулеметный батальон на бронеавтомобилях
2-й ударный пехотный батальон
4-я, 5-я роты огнеметов

Артиллерийские:
32-й отдельный дивизион 47-мм противотанковых пушек "Гранатьери ди Сардиния"
2-я артиллерийская группа корпусной артиллерии:
3-й, 23-й дивизионы 105/28-мм пушек
103-й, 123-й дивизионы 149/13-мм гаубиц
52-я, 54-я батареи зенитных 20-мм пушек
2-й отряд специалистов артиллерии

Инженерные, связи, химической службы:
15-й саперный батальон
82-я, 84-я роты телефонно-телеграфной связи
101-я рота радиосвязи
2-я химическая рота
походные мастерские

Милиция (чернорубашечники):
группа милиции "23 марта" (командир - генерал Энрико Франчизи, с ноября 1942 г. генерал Луиджи Мартинези);
Бригада "Балле Скривия" (2 пехотных батальона и батальон оружия)
Бригада "Леонесса" (2 пехотных батальона и батальон оружия)

Службы: санитарная, автотранспортная, интендантская

Штатные соединения

2-я пехотная дивизия "Сфорцеска"

командир - дивизионный генерал Карло Пеллегрини
начальник штаба - подполковник Джованни Фиори
штаб, штабные подразделения

Состав дивизии:
53-й пехотный полк "Умбриа" (штаб, рота управления, рота 81-мм минометов, батарея сопровождения 65-мм орудий, 3 пехотных батальона, в каждом из них 3 пехотные роты и рота оружия - пулеметы и 45-мм минометы)
54-й пехотный полк "Умбриа" (аналогичен 53 пп)
17-й артиллерийский полк (дивизион 105/28-мм пушок и 2 дивизиона 75/18-мм гаубиц)
2-й батальон 81-мм минометов
70-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
2-я, 121-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
53-я, 302-я батареи зенитных 20-мм пушек
16-я саперная рота
2-я рота связи
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

3-я пехотная дивизия "Равенна"

командир - дивизионный генерал Эдуарде Неббиа, с 3 октября 1942 г.-бригадный генерал Франческо Дюпон
начальник штаба - подполковник Паоло Дюкрос
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
37-й пехотный полк "Равенна" (аналогичен 53 пп 2 пд)
38-й пехотный полк "Равенна" (аналогичен 53 пп 2 пд)
121-й артиллерийский полк (аналогичен 17 ап 2 пд)
3-й батальон 81-мм минометов
71-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
3-я, 154-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
51-я, 303-я батареи зенитных 20-мм пушек
18-я саперная рота
3-я рота связи
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

5-я пехотная дивизия "Коссерия"

командир - дивизионный генерал Энрико Газзале
начальник штаба - полковник Джузеппе Стефанели, с 2 ноября 1942 г.- подполковник Джузеппе Масайоли
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
89-й пехотный полк "Салерно" (аналогичен 53 пн 2 пд)
90-й пехотный полк "Салерно" (аналогичен 53 пп 2 пд)
108-й артиллерийский полк (аналогичен 17 ап 2 пд)
105-й батальон 81-мм минометов
72-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
135-я, 355-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
87-я, 305-я батареи зенитных 20-мм пушек
23-я саперная рота
5-я рота связи
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

 

35-й армейский корпус

Командование
командир - корпусной генерал Джованни Мессе, с 1 ноября 1942 г.- корпусной генерал Франческо Зангалес
начальник штаба - полковник Умберто Утили, с 1 ноября 1942 г.- полковник Гоэтано Вергас
командующий артиллерией - бригадный генерал Франческо Дюпон, со 2 октября 1942 г. - бригадный генерал Анфиано Перрод
командующий инженерными войсками - бригадный генерал Марно Тирелли
штаб, штабные службы и подразделения.

Части непосредственного подчинения

Пехотные:
104-и пулеметный батальон ПВО
15-й ударный пехотный батальон
1-я мотоциклетная рота берсальеров

Артиллерийские:
2-й отдельный дивизион 47-мм противотанковых пушек
30-я артиллерийская группа корпусной артиллерии
60, 61, 62-й дивизионы 105/32-мм пушек
124-й дивизион 149/13-мм гаубиц
95-я, 97-я батареи зенитных 20-мм пушек

Инженерные, связи, химической службы:
4-й саперный батальон
8-й батальон связи
16-я химическая рота
Походные мастерские

Милиция (чернорубашечники):
группа милиции "З января" (командир - генерал Филиппе Диаманти):
Бригада "Тальяменто" (2 пехотных батальона и батальон оружия)
Бригада "Монтебелло" (2 пехотных батальона и батальон оружия)

Службы: санитарная, автотранспортная, интендантская

Штатные соединения

9-я автотранспортируемая пехотная дивизия "Пасубио"

командир - дивизионный генерал Витторио Джованелли, с 4 декабря 1942 г.- дивизионный генерал Гюидо Боселли
начальник штаба - подполковник Умберто Рикка, с 1 ноября 1942 г.- подполковник Джанфилилло Канжини
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
79-й пехотный полк "Рома" (штаб, рота управления, рота 81-мм минометов, батарея сопровождения 65-мм орудий, 3 пехотных батальона, в каждом 3 пехотные роты и рота оружия - пулеметы и 81-мм минометы)
80-й пехотный полк "Рома" (аналогичен 79 пп)
8-й артиллерийский полк (дивизион 100/17-мм гаубиц и 2 дивизиона 75/27-мм пушек)
5-й, 9-й батальоны 81-мм минометов
73-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
9-я, 141-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
85-я, 309-я батареи зенитных 20-мм пушек
30-я саперная рота
9-я рота связи
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

52-я автотранспортируемая пехотная дивизия "Торино"

командир - дивизионный генерал Роберто Леричи
начальник штаба - майор Умберто Туррини
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
81-й пехотный полк "Торино" (штаб, рота управления, рота 81-мм минометов, батарея сопровождения 47/32-мм противотанковых пушек, 3 пехотных батальона, в каждом 3 пехотные роты и рота оружия - пулеметы и 81-мм минометы)
82-й пехотный полк "Торино" (аналогичен 81 нп)
52-й артиллерийский полк (аналогичен 8 ап 9 пд)
26-й, 52-й батальоны 81-мм минометов
74-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
52-я, 171-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
352-я, 361-я батареи зенитных 20-мм пушек
57-я саперная рога
52-я рота связи
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

3-я подвижная дивизия "Им. принца Амедео, герцога д'Аосты"

командир - дивизионный генерал Марио Мараццани, с 3 ноября 1942 г.-дивизионный генерал Этторе де Блазио
зам. командира - бригадный генерал Карло Ломбарди, с 13 декабря 1942 г.- бригадный генерал Антонио Луридиана
начальник штаба - полковник Дандоло Батталини
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
3-й полк берсальеров (штаб, рота управления, 3 моторизованных батальона)
6-й полк берсальеров (штаб, рота управления, 3 моторизованных батальона)
47-й моторизованный батальон берсальеров (3 мотоциклетные роты)
67-й танковый батальон берсальеров (2 танковые роты танков Ь6)
13-й дивизион самоходных артиллерийских 47/32-мм установок "Кавалледжери ди Алессандрия"
90-й батальон 81-мм минометов
120-й артиллерийский полк (дивизион 100/17-мм гаубиц и 2 дивизиона 75/27-мм пушек)
75-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
172, 173, 272-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
93-я, 101-я моторизованные батареи зенитных 20-мм пушек
105-я саперная рота
103-я рота связи
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

 

Альпийский корпус

Командование:
Командир - корпусной генерал Габриэле Наши
начальник штаба - полковник Джулио Мартина
командующий артиллерией - бригадный генерал Карло Филинни
командующий инженерными войсками - бригадный генерал Цезаре Тамассия
штаб, штабные службы и подразделения

Части непосредственного подчинения

Артиллерийские:
11-я артиллерийская группа корпусной артиллерии
51, 52, 53-й дивизионы 105/13-мм пушек
117-й дивизион 149/13-мм гаубиц
39-я, 41-я батареи зенитных 20-мм пушек
11-й отряд специалистов артиллерии

Инженерные, связи, химической службы:
1-й саперный батальон
9-й смешанный батальон связи
30-й ударный батальон инженерных войск
1-я химическая рота
Походные мастерские

Службы: санитарная, автотранспортная, интендантская

Штатные соединения

2-я горнострелковая (альпийская) дивизия "Тридентина"

командир - бригадный генерал Луиджи Ревербери
начальник штаба - майор Александре Амброзиани
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
5-й горнострелковый полк (штаб, рота управления, 3 альпийских батальона, в каждом рота управления, 3 альпийские роты и рота оружия), походный госпиталь, санитарный взвод, взвод вьючных животных, служба снабжения)
6-й горнострелковый (альпийский) полк (аналогичен 5 гсп)
2-й альпийский артиллерийский полк (2 дивизиона 75/13-мм гаубиц и дивизион 105/11-мм гаубиц)
76-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
82-я, 216-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
56-я, 59-я батареи зенитных 20-мм пушек
смешанный батальон инженерных войск (саперная рота и рота связи)
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

3-я горнострелковая (альпийская) дивизия "Юлия"

командир - бригадный генерал Умберто Риканьо
начальник штаба - полковник Джузеппе Молинари
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
8-й горнострелковый (альпийский) полк (аналогичен 5 гсп 2 гсд)
9-й горнострелковый (альпийский) полк (аналогичен 5 гсп 2 гсд)
3-й альпийский артиллерийский полк (аналогичен 2 альп. ап 2 гсд)
77-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
41-я, 83-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
45-я, 47-я батареи зенитных 20-мм пушек
смешанный батальон инженерных войск (саперная рота, рота связи)
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

4-я горнострелковая (альпийская) дивизия "Кунеэнзе"

командир - дивизионный генерал Эмилио Баттисти
начальник штаба - подполковник Лоренпо Навоне
штаб и штабные подразделения

Состав дивизии:
1-й горнострелковый (альпийский) полк (аналогичен 5 гсп 2 гсд)
2-й горнострелковый (альпийский) полк (аналогичен 5 гсп 2 гсд)
4-й альпийский артиллерийский полк (аналогичен 2 альп. ап 2 гсд)
78-я батарея противотанковых 75/39-мм пушек
14-я, 84-я батареи противотанковых 47/32-мм пушек
64-я, 116-я батареи зенитных 20-мм пушек
смешанный батальон инженерных войск (саперная рота и рота связи)
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

156-я пехотная дивизия "Винченца"

командир - бригадный генерал Этелволдо Пасколини
начальник штаба - подполковник Агостино Уберти
штаб, штабные подразделения

Состав дивизии:
277-й пехотный полк (штаб, рота управления, рота 81-мм минометов, батарея сопровождения противотанковых 47/32-мм пушек, 3 пехотных .батальона, в каждом - 3 пехотные роты и рота оружия - пулеметы и минометы)
278-й пехотный полк (аналогичен 277 пп)
156-й пулеметный батальон
26-й батальон карабинеров
256-я батарея противотанковых 47/32-м пушек
смешанный батальон инженерных войск (саперная рота и рота связи)
Службы: санитарная, интендантская, транспортная

 

Link to comment
Share on other sites

  • Потребители

 

italy_small.gif BR.20 Cicogna
br20-i.jpg
       
1.gif Разработчик: Fiat
1.gif Страна: Италия
1.gif Первый полет: 1936
1.gif Тип: Средний бомбардировщик
 11.gifЛТХ    11.gif Доп. информация  
   

 

Осенью 1938 г. китайская разведка засекла появление у противника новых двухмоторных бомбардировщиков. Они приняли участие в налетах на города Северного Китая. В боях с ними встретились и советские летчики-истребители, отметившие некоторые отличия встреченных ими машин от привычных ╚СБ-96╩ (так у нас называли G3M морской авиации, в то время единственный у японцев дальний бомбардировщик). Наши военные советники сообщили о новинке в Москву. Там заинтересовались...

В мае 1939 г. из Разведывательного управления Генштаба РККА в Управление ВВС передали доставленные из Китая фотографии бомбардировщика и техническое описание самолета - пачку листов тонкой бумаги, испещренных иероглифами. Машина оказалась итальянской, сделанной на заводе ╚Аэриталия╩ в Турине! Это был бомбардировщик ФИАТ BR.20, принятый на вооружение японской армии как ╚тип I╩. Через пару месяцев с ними встретились в небе над Халхин-голом...

BR.20 демонстрировал итальянский подход к концепции скоростного бомбардировщика-моноплана. Он был создан существенно позже, чем американский Мартин 139 или наш СБ. Итальянцы потеряли немало времени, продолжая комплектовать свои ВВС громоздкими неторопливыми трехмоторными S.81 и Са 133. Наконец, отставание стало очевидным, и итальянские конструкторы бросились догонять своих зарубежных коллег.

Взялся за создание быстроходного моноплана и известный конструктор Челестино Розателли, ранее спроектировавший ряд весьма удачных истребителей. Его проект был закончен к концу осени 1935 г.

С одной стороны, новый бомбардировщик имел большинство характерных признаков нового поколения. Все было сделано для достижения высокой скорости - принята схема свободнонесущего моноплана, внедрены гладкая обшивка, убирающееся шасси, экранированные турели, воздушные винты-автоматы. С другой стороны, Розателли, осознавая возможности итальянской авиапромышленности, не решился пойти на применение сложных штампованных и литых узлов, а также несущей металлической обшивки. Технологически BR.20 был довольно консервативен. Фюзеляж имел каркас, сваренный из стальных труб. Почти четверть обшивки по старинке выполнялась полотном.

В результате получился довольно угловатый бомбардировщик, внешне несколько напоминающий современные ему машины французской школы. Фюзеляж имел прямоугольное сечение. Стальной каркас местами усиливали дюралевые элементы и диагональные расчалки. Немного более половины длины фюзеляжа в передней части покрывалось дюралевым листом, а дальше шло полотно. Зато двухлонжеронное крыло выполнили цельнометаллическим. На его задней кромке навешивались элероны и посадочные щитки. Хвоcтовое оперение сделали по модной тогда двухкилевой схеме. Килевые шайбы стояли над стабилизатором примерно на одну треть размаха от законцовок. Изнутри кили придерживались наклонными подкосами, идущими к фюзеляжу.

Основные стойки шасси убирались назад в мотогондолы гидроприводом. Перед хвостовым колесом предусмотрели длинный обтекатель. Самолет получил два достаточно мощных (по тому времени) мотора FIATA.80RC.41 в 1030л.с. Эти 18-цилиндровые двухрядные звездообразные двигатели воздушного охлаждения вращали трехлопастные металлические винты - автоматы, выпускавшиеся в Италии по лицензии американской фирмы ╚Хэмилтон╩.

Бомбы размещались только на внутренней подвеске, в бомбоотсеке. Самой большой бомбой, которую можно было туда засунуть, являлась 800-килограммовая ╚фугаска╩. Таких бомб BR.20 брал две, полностью реализуя максимальную бомбовую нагрузку, 1600 кг. Прицеливание при бомбометании осуществлялось довольно примитивным прицелом ╚Джоцца╩ G.3.

Оборонительное вооружение состояло из четырех 7,69-мм пулеметов SAFAT, каждый с боезапасом 500 патронов. Один пулемет стоял в носовой турели ╚Бреда Н╩ с гидроприводом. Еще два монтировались в верхней турели ╚Бреда DR╩. У нее гидравлика обеспечивала не только вращение, но и уборку в фюзеляж в походном положении, уменьшая аэродинамическое сопротивление. И, наконец, четвертый SAFAT находился в нижней люковой установке, получившей прозвище ╚челюсть╩. В боевом положении ╚челюсть╩ опускалась на шарнирах, открывая пулемет и стрелка. Открытие и закрытие тоже обеспечивала гидросистема.

Экипаж состоял из пяти человек: пилота, бомбардира, штурмана-бортрадиста (он же - второй пилот) и двух стрелков. Бомбардир сидел- в самом носу и являлся одновременно стрелком из переднего пулемета. Пилоты располагались в хорошо остекленной кабине у передней кромки крыла, за ним находилось второе рабочее место штурмана-бортрадиста. Далее шел бомбоотсек, а ближе к хвосту размещались верхний и нижний стрелки.

Технологическая простота способствовала быстрой постройке опытного образца BR.20. 10 февраля 1936 г. испытатель фирмы Э. Роланди в первый раз поднял машину в воздух. Самолет не имел существенных недостатков в пилотировании, летные характеристики его также вполне удовлетворили конструкторов. Через пять недель BR.20 уже передали на официальные испытания экспериментальному центру в Гуидонии, выполнявшему функции, аналогичные нашему НИИ ВВС.

Там тоже процесс пошел очень быстро, вскоре новый бомбардировщик приняли на вооружение итальянских ВВС и выдали заказ на его серийное производство. Машина получила собственное имя - ╚Чиконья╩ (╚Аист╩). Завод ФИАТ в Турине начал готовить оснастку и специальный инструмент. Ставка на традиционную технологию в значительной мере оправдалась. Уже в сентябре 1936 г. из цеха вывели первый серийный бомбардировщик. У нашего СБ на путь от чертежной доски до заводского цеха ушло куда больше времени.

Первый самолет торжественно передали 13-му полку, базировавшемуся на аэродроме Лонате-Поццоло. Серийные машины немного отличались от опытной. Небольшие изменения внесли в носовую часть фюзеляжа и оперение.

К февралю 1937 г. военным сдали всю первую серию из 20 бомбардировщиков. 18 из них получил 7-й полк, располагавшийся там же, в Лонате-Поццоло. Первый опыт эксплуатации в строевых частях выявил недостаточную надежность двигателей, а также недопустимые вибрации. При смене режимов моторы начинало трясти. Попробовали переделать моторамы, но это не полностью решило проблему. Тряска передавалась на крыло и постепенно могла вызвать его разрушение. Пришлось усиливать набор центроплана. Однако уровень вибраций все равно оставался ненормально высоким.

Новые неприятности принесли моторы во время испытаний BR.20 в Ливии, которая тогда являлась итальянской колонией. Один самолет облетывали в 14-м полку в Бенгази, два - в 15-м на аэродроме Кастель-Бенито под Триполи. В жару двигатели перегревались, пыль быстро ╚съедала╩ подшипники и поршневые кольца. В итоге пришли к выводу, что пустынный климат мотоустановке BR.20 не очень подходит.

В феврале-июле 1937 г. концерн ФИАТ поставил ВВС вторую серию из 29 самолетов. С мая там запустили еще одну сборочную линию, задействовав несколько предприятий-смежников. Эта линия выпустила 48 машин третьей серии. Первые два бомбардировщика из нее переделали в специальный гоночный вариант BR.20A для участия в международных гонках по маршруту Истр - Дамаск - Париж. Все вооружение сняли, проем верхней турели и бомболюк ╚зашили╩ дюралем.

Самолеты получили новую носовую часть - вытянутую веретенообразную. Никакой кабины штурмана там уже не было. ╚Челюсть╩ ликвидировали вообще. Фюзеляж уменьшили по высоте и изменили остекление пилотской кабины. Запас горючего увеличили более чем вдвое, по сравнению с серийным бомбардировщиком - до 7700 л, что подняло дальность примерно до 6160 км. Хотя на демонтаже вооружения заметно сэкономили, груз топлива существенно увеличил взлетный вес. В результате максимальная скорость полета немного упала.

Самолеты продолжали числиться за ВВС и экипажи их тоже были военными. Собственно, вся итальянская авиационно-спортивная команда ╚Сорси верди╩ (╚Зеленые мыши╩) была укомплектована военными авиаторами. А смешные зеленые мышата, нарисованные на бортах машин, считались в Италии символом чего-то совершенно нереального, вроде нашего ╚когда рак на горе свистнет╩. Летчики, таким образом, должны были сделать невозможное возможным. Кроме BR.20A, в распоряжении команды имелись аналогично доработанные трехмоторные бомбардировщики ╚Савойя-Маркетти╩ S.79. Чтобы выполнить условия оргкомитета гонок, на все самолеты нанесли временные гражданские обозначения.

В августе 1937 г. два BR.20A стартовали из французского города Истр курсом на Дамаск. В столицу Сирии они прибыли, заняв лишь шестое и седьмое места. Гонка за скоростью не прошла даром - моторы вышли из строя. Во втором этапе соревнований, Дамаск-Париж, самолеты уже не участвовали. В общем, зеленые мыши так и остались фантазией.

Позднее, в конце 1938 г., изготовили рекордный BR.20L, очень схожий с типом А. Он отличался в основном закапотированным хвостовым колесом и наличием автопилота. Объем бензобаков сделали меньше, чем у BR.20A, но все равно запас топлива был примерно в полтора раза больше, чем у бомбардировщика. Экипаж М. Луальди должен был совершить на нем беспосадочный перелет из Гуидонии (под Римом) в столицу недавно завоеванной итальянцами Эфиопии Аддис-Абебу. Перелет рекламировался как коммерческий: самолет вез груз свежих газет. Первая попытка закончилась неудачно - вынужденной посадкой в Бейруте. Зато со второго раза в марте 1939 г. Луальди достиг своей цели, пролетев за 11 часов и 25 минут 4463 км.

Но вернемся назад, в 1937 г. Гражданская война в Испании дала возможность опробовать в боях новую технику. Германия, Италия и Советский Союз одну за другой посылали туда новинки своих авиаконструкторов. СБ еще не успели толком освоить в частях ВВС РККА, а он уже начал воевать под Мадридом. Так и итальянцы в июне 1937 г. изъяли шесть BR.20 из 7-го и 13-го полков и перебросили их в Гуидонию. После краткой подготовки отобранные экипажи перелетели на аэродром Таблада под Севильей. Из них сформировали 230-ю эскадрилью скоростных бомбардировщиков.

Итальянцы в Испании особо не маскировались, как наши или немцы, полностью сохраняя структуру и наименования своих частей и соединений, а также их эмблематику. Меняли только опознавательные знаки. 4 сентября новую эскадрилью перевели на аэродром Сориа, а 15 ноября объединили с 65-й эскадрильей штурмовиков (летавшей на Ва 65) в 35-ю отдельную группу.

Первый боевой вылет состоялся 26 сентября 1937 г. с аэродрома Тудела. BR.20 использовали как скоростные дневные бомбардировщики. Обычно летали без сопровождения на высоте более 4000 м. Хорошие высотные характеристики моторов А.80 обеспечивали самолету приличную скорость на таких высотах. Там советским истребителям И-15 и И-16, имевшимся у республиканцев, было трудно его догнать.

Скорость и высота в достаточной мере защищали итальянских летчиков. Они не сражались с истребителями, а просто уходили от них. За первые шесть месяцев 230-я эскадрилья потеряла всего один самолет, да и тот при аварии на взлете.

К достоинствам BR.20, ярко проявившимся на фронте, можно было отнести хорошую устойчивость и высокие летные данные. Горизонтальная подвеска бомб (в отличие от вертикальной) обеспечивала более высокую точность бомбометания. Однако экипажи жаловались на вибрацию, сильно утомлявшую в дальних полетах. Выявилась склонность к рысканью на взлете и посадке. При полной боевой нагрузке самолет долго разбегался и медленно набирал высоту.

С апреля 1938 г. итальянские бомбардировщики участвовали в боях у реки Эбро, сыграв определенную роль в поражении республиканцев. 4 июня эскадрилью перебросили в Пуиг-Морено и стали использовать для ведения дальней разведки в тылу противника. Самолеты оснастили плановыми фотоаппаратами AGR 61.

В июле 1938 г. из Италии прибыли еще семь BR.20 с усиленным вооружением, взятые из состава 7-го полка. Это позволило переформировать 35-ю группу. Теперь она состояла из двух эскадрилий (230-й и 231 -й) по шесть BR.20 в каждой. Первый вылет, который группа совершила после переформирования, состоялся 21 июля - 10 бомбардировщиков атаковали Сегорбе и Вивер.

Затем группу передислоцировали в Валенсуэлу, где ее возглавил майор Рампелли. Боевые операции 35-й группы продолжались до конца гражданской войны. Бомбометание перемежалось с полетами на разведку.

По окончании войны испанцам новые самолеты не оставили, перегнав их обратно в Италию. Впрочем, не все: кроме одной разбившейся, еще одну машину республиканцы все же сбили.

В 1938 г., учитывая опыт войны в Испании, вооружение бомбардировщика усилили. С 100-го серийного самолета верхнюю турель ╚Бреда DR╩ заменили на ╚Бреда М1╩ под крупнокалиберный (12,7-мм) пулемет SAFAT. Боезапас составлял 350 патронов. Выпуск BR.20увеличивался, но в итальянские ВВС их стало поступать гораздо меньше.

Причиной явилось то, что приоритет отдали экспорту. Фашистское правительство нуждалось в валюте. Заказчики нашлись довольно быстро. В 1937 году Япония напала на Китай. Императорская армия быстро начала продвигаться в глубь китайской территории. Пространства огромной страны требовали наличия бомбардировщиков с большой дальностью полета, а у японской армии их не оказалось. Пришлось применять на суше морские G3M. Фирма ╚Мицубиси╩ готовила новый бомбардировщик Ки.21, но на его доводку до стадии серийного производства требовалось время. Японские военные начали присматривать подходящую машину за рубежом.

Делегация императорской армии прибыла в Италию. Японцам предоставили возможность испытать два самолета подобного класса - ╚Капрони╩ Са 135 и BR.20. ╚Капрони╩ их не устроил, и выбор остановили на машине Розателли. Правда, заказчикам не понравились длинный разбег и не очень хорошая скороподъемность, но зато по скорости, потолку, а, главное, по дальности полета самолет вполне соответствовал предъявленным требованиям.

В конце осени 1937 г. японское правительство заключило с фирмой ╚Аэриталия╩ (авиационным подразделением концерна ФИАТ) договор на поставку 72 (по другим данным, 75) бомбардировщиков. Вместе с моторами и запчастями сделка потянула на 182 миллиона лир. В начале следующего года подписали дополнительный контракт на 25 миллионов - еще 10 самолетов. Расплачиваться японцы предложили поставками маньчжурской сои.

Экспортному заказу дали ╚зеленый свет╩, отодвинув сдачу машин для итальянских ВВС. В феврале 1938 г. первые бомбардировщики морем в разобранном виде доставили в Манчжурию. Сборка велась на аэродроме Чушудзу в присутствии итальянских специалистов. Там же провели сдаточные испытания. Переучивание экипажей осуществлялось группой итальянских летчиков во главе с капитаном Э. Фарноли на аэродроме Кончулин.

Первые самолеты принял 12-й отряд, ранее летавший на устаревших бомбардировщиках Ки. 1. Самолет BR.20 получил у японцев нестандартное обозначение ╚тип I╩ (I - буква, а не римская цифра - сокращение от ╚Италия╩). В ходе реорганизации армейской авиации в августе 1938 г. отряд развернули в 12-й ╚сен-тай╩ (авиаполк). Следом там же, в Маньчжурии, сформировали новый 98-й полк. Каждый из них по штату имел 36 самолетов.

Итальянские бомбардировщики ввели в бой в Китае осенью 1938 г. Для японской авиации ситуация была довольно благоприятной. В ноябре с фронта в тыл отвели действовавшие в Китае советские авиачасти. Их ждала смена летного и технического состава, регламентные работы и ремонт авиатехники. Китайцы, понесшие большие потери, тоже резко свернули свою активность. Господство японцев в воздухе на фронте и в ближних тылах стало подавляющим.

В декабре 1938 г. японская авиация начала налеты на Чунцин, временную столицу Китая, где тогда располагалось правительство генералиссимуса Чан Кайши. Задействовали три полка, два на BR.20 и один на новых Ki.21. Первый налет состоялся 26 декабря. Японцы действовали небольшими группами, до 10 самолетов, под прикрытием истребителей Ki.27. Результат этой атаки спорен. С одной стороны, японцам не удалось вызвать больших разрушений, поскольку низкая облачность затрудняла прицеливание, с другой - они не понесли потерь, поскольку истребители не смогли взлететь, а устаревшие зенитные орудия китайцев не могли достать цели на требуемой высоте. Еще три налета примерно с такими же результатами осуществили в январе 1939-го.

Гораздо опаснее китайских летчиков и зенитчиков оказалась интенсивная эксплуатация. Из-за нехватки запчастей количество боеспособных машин быстро сокращалось. В начале 1939 г. в строю всех трех полков насчитывалось всего 39 исправных самолетов.

С 12 января японские бомбардировщики начали серию налетов на Ланьчжоу, где заканчивалась так называемая ╚южная╩ трасса из СССР. По ней из Алма-Аты перебрасывали самолеты, перевозили людей, запчасти, боеприпасы. В Ланчжоу располагались ремонтная база и учебный центр. Прикрытие города с воздуха осуществлял Особый отряд, а позднее еще 17-я эскадрилья китайцев на И-16 и И-15бис и группа Ф.Ф. Жеребченко из 10 И-16. Подобные группы, не подчинявшиеся китайскому командованию, располагались во всех узловых пунктах трассы.

По целям в Ланчжоу и его окрестностях работали все те же три японских бомбардировочных полка. Они летали с аэродрома Юньчэн в провинции Шаньси, на пределе радиуса действия BR.20. Летали без прикрытия - истребителям дальности уже не хватало. В первом налете участвовали машины из всех трех полков. Китайские и советские истребители перехватили бомбардировщик ки еще на подходе и нанесли им существенные потери.

12 февраля советско-китайские летчики обнаружили приближавшуюся к Ланчжоу группу из примерно 30 японских самолетов. Завидев идущие им навстречу истребители, 18 бомбардировщиков еще в 10-15 км от цели повернули назад.

20 февраля в налете участвовали 20 японских машин, летевших тремя группами. Их встретили 29 истребителей. По советским данным, противник потерял девять бомбардировщиков. Потери группы Жеребченко составили в тот день всего одного раненого пилота. Японцы не смогли прорваться к аэродрому и сбросили бомбы на город.

23 февраля Ланьчжоу атаковали 12 самолетов. Опять на подходе их перехватили истребители. К аэродрому смогла выйти только небольшая группа, остальные отбомбились по запасным целям. Потери китайской стороны в ходе этих налетов остаются неизвестными, но группа Жеребченко в общем счете потеряла, как минимум, трех пилотов.

Интересно, что в советских документах количество участвовавших в налетах самолетов постоянно завышается, в среднем в полтора раза, иногда превосходя весь имевшийся у японцев парк боеспособных машин.

Японские источники довольно низко оценивают боевые качества ╚типа I╩. Отмечается слабое оборонительное вооружение и повышенная пожароопасность, связанная с применением полотняной обтяжки. Противник также подтверждает большие потери в налетах на Ланчжоу.

Ни одного BR.20 в более-менее приличном состоянии китайцам захватить не удалось. Но кое-какие обломки им в руки попали. Их осматривали и наши летчики. Во всяком случае, с одной сбитой машины демонтировали бомбодержатель и переправили его в Москву, где его изучали в НИИ ВВС и НИПАВ.

Китайцы сделали несколько попыток уничтожить японские бомбардировщики на аэродроме. 5 января четыре штурмовика ╚Валти╩ V-11GB сбросили почти сотню мелких бомб на стоянки вражеских самолетов. Пилоты объявили об уничтожении ╚свыше десяти╩ машин. 11 марта над Юнчэном появились 15 СБ, но летное поле оказалось пустым - японцы вовремя улетели из-под удара.

После неудачной серии налетов на Ланчжоу потрепанный 12-й полк отвели в Манчжурию. Но отдыха не получилось - в мае на маньчжуро-монгольской границе начался вооруженный конфликт, превратившийся вскоре в небольшую войну у реки Халхин-гол. В ней с обеих сторон участвовала авиация. Поначалу японцам благоприятствовала удача. Им противостояли слабо подготовленные советские авиачасти, дислоцированные в Монголии.

12-й полк перебросили к границе вместе с 60-м, летавшим на KL21. 27 июня по дюжине BR.20 и KL21 впервые пересекли реку и сбросили бомбы на позиции советско-монгольских войск. Единственной потерей стал один Ki.21, совершивший вынужденную посадку из-за поломки двигателя. Наиболее активный период боевой работы для японских ╚итальянцев╩ пришелся на 3-10 июля, когда они поддерживали войска на передовой.

Но вскоре из Советского Союза перебросили опытный летный состав, частично уже прошедший школу боев в Испании и Китае, а также новую технику - истребители И-16 последних модификаций и новые И-153. К этому времени BR.20 у японцев осталось уже немного. Возможно, этим и объясняется то, что в советских рапортах о воздушных боях они не упоминаются.

После разгрома окруженной японской группировки в сентябре 1939 г. ╚тип I╩ сняли с вооружения. 12-й и 98-й полки с конца года начали переходить на Ки.21.

Поставки самолетов японской армии стали фактически единственным экспортным успехом BR.20. Всего один самолет приобрела Венесуэла после посещения Италии военной делегацией этой страны в 1938 г.

В августе 1939 г. BR.20 предложили Советскому Союзу. В рамках советско-итальянского торгового соглашения предусматривалась закупка в Италии вооружения и боевой техники. Итальянское правительство предложило 31 тип самолетов, в основном боевых. В Москву прислали проспекты-каталоги. BR.20 оценивался примерно в полмиллиона рублей, но в валюте. Наш ДБ-ЗБ в это время стоил от 660 тысяч до полутора миллионов рублей, в зависимости от комплектации и завода-изготовителя. Управление материально-технического снабжения ВВС предложило купить образцы восьми типов машин (в том числе ╚Чиконью╩) для изучения, по два-три экземпляра. Однако итальянская сторона настаивала на заказе партии не менее чем в 100 самолетов. Наши также нашли неприемлемыми предложенные условия платежа. В результате 27 августа Военный совет ВВС официально сообщил Наркомату внешней торговли об отказе от закупки самолетов и авиамоторов в Италии.

Японский заказ, которым были заняты заводы почти весь 1938 г., серьезно повлиял на поставку BR.20 итальянским ВВС. За год они приняли менее 50 машин. Тем не менее это позволило перевооружить еще один полк, 18-й. Отставание начали наверстывать в 1939 году. К 1 ноября в общей сложности выпустили 230 самолетов, 148 из которых числились в составе итальянских ВВС.

С февраля 1940 г. в серийное производство запустили модификацию BR.20M. Носовая часть фюзеляжа стала более округлой и вытянутой (длина самолета увеличилась на 700 мм), доработали нижнюю огневую точку, ввели обтекатель хвостового колеса и усилили центроплан. Первые серии BR.20M выпускались с верхней турелью ╚Бреда╩ М1, позднее ее заменили на неубирающуюся, но более обтекаемую установку ╚Капрони-Лянчиани╩. Переделки подняли вес пустого самолета с 6739 кг до 6850 кг, а взлетный - с 10339 кг до 10450 кг. Столь незначительный прирост веса практически не изменил летные характеристики.

С марта новые ╚Аисты╩ начали поступать в 7-й полк. В октябре на BR.20M сформировали новый 37-й полк. Этими самолетами постепенно также заменили бомбардировщики ранних выпусков в 18-м полку.

Когда 10 июня 1940 г. Италия вступила во Вторую Мировую войну, в ее ВВС имелись 162 ╚Чиконьи╩, примерно треть из которых составляли модернизированные BR.20M. Ими были вооружены четыре полка, базировавшиеся в самой Италии: 7-й в Лонате-Поццоло, 13-й в Пьяценце, 18-й в Авиано и 43-й в Камери. Два из них, 7-й и 13-й, участствовали в боевых действиях против Франции. По одной группе из каждого полка разместили на передовых аэродромах Гемме и Кассина-Вага в горах. BR.20 выбрали для этих операций потому, что они неплохо вели себя в турбулентных потоках воздуха, неизбежных в условиях гор.

Первый вылет совершили 12 июня - восемь самолетов бомбили базу французского флота в Тулоне. На следующий день итальянцы нанесли три авиаудара: девять машин атаковали аэродром Файенце, десять - аэродром Иере и 28 - гавань в Тулоне. Над портом атакующих встретили французские истребители D.520, но плотное прикрытие не подпустило их к бомбардировщикам.

13 июня в Милане сформировали 172-ю эскадрилью стратегической разведки, которая уже два дня спустя начала фотографировать аэродромы противника. Оба бомбардировочных полка продолжали действовать вплоть до капитуляции Франции. Так, 21 июня ╚Чиконьи╩ сбросили бомбы на портовые сооружения в Марселе. Несколько вылетов совершили по оборонительным сооружениям французов в Альпах.

Летом 1940 г. 13-й и 43-й полки включили в состав авиационного корпуса, который отправлялся, чтобы помочь немцам в ╚битве за Англию╩. Первыми перебросили в Бельгию две группы 13-го полка - 11 -ю на BR.20M и 43-ю на BR.20. За ними последовал 43-й полк. Самолеты разместили на аэродромах Мальсброек и Шевре. К 27 сентября туда прибыли 63 из 80 бомбардировщиков. Оставшиеся 17 в пути совершили вынужденные посадки (в основном из-за плохой погоды); пять из них пришлось списать.

Немцы уже проверили на себе силу английской противовоздушной обороны. Поэтому ╚Чиконьи╩ поначалу решили применять в темноте. Первый налет на Англию итальянцы осуществили в ночь с 24 на 25 октября. 16 самолетов отправились бомбить Гарвич. Один бомбардировщик разбился сразу после взлета, еще два заблудились на обратном пути, и их экипажи предпочли выпрыгнуть с парашютами. Итальянское командование пришло к выводу, что пилоты и штурманы недостаточно подготовлены для ╚слепых╩ полетов, и перешло на операции днем. Разумеется, требовалось мощное истребительное прикрытие.

29 октября 15 BR.20M в сопровождении итальянских истребителей-бипланов CR.42 (конструкции того же Розателли) без потерь отбомбились по Рамсгейту. Затем последовал перерыв из-за плохой погоды. 11 ноября рейд итальянцев на Гарвич натолкнулся на упорное сопротивление англичан. Итальянцев атаковали истребители сразу четырех эскадрилий. По сравнению с Испанией времена изменились. ╚Чиконьи╩ не имели никаких шансов уйти от ╚Харрикейнов╩. Единственное, на что они могли рассчитывать это то, что огонь крупнокалиберных пулеметов удержит противника на дистанции, чрезмерной для эффективной стрельбы из английских пулеметов винтовочного калибра. Но ╚Харрикейнов╩ было много, и они владели инициативой. Разогнав истребители сопровождения, они набросились на бомбардировщики. Вот тут и сказалось отсутствие бронезащиты и протектирования бензобаков. ╚Харрикейны╩ сбили пять BR.20M и три CR.42, а сами потерь не имели.

Итальянцам пришлось опять вернуться к ночным налетам. Экипажи начали спешно учить летать по приборам: частично в Италии, а частично на месте - немецкие инструкторы на немецких же самолетах. Четыре налета осуществили в ноябре и три в декабре, группами по 10-15 машин. Но все их признали малоэффективными. Здесь сказалась и слабая подготовка экипажей, и недостаточное навигационное оборудование бомбардировщиков. Последний боевой вылет на бомбежку Британских островов итальянцы совершили 2 января. Затем их вернули на родину. Всего бомбардировщики корпуса в этой кампании налетали 315 часов и сбросили 54 т бомб, потеряв при этом четверть имевшихся самолетов.

Осенью 1940 г. BR.20 появились на другом фронте, на Балканах. В октябре Италия с территории ранее захваченной Албании напала на Грецию. Греки остановили продвижение итальянских войск, а затем перешли в контрнаступление. Греческую авиацию усилили несколько английских эскадрилий, вооруженных ╚Гладиаторами╩ и ╚Харрикейнами╩.

Итальянцы тоже принялись за модернизацию оснащения задействованных в этой операции авиачастей. В октябре-декабре две группы 37-го полка сменили старые трехмоторные S.81 на BR.20M. После этого они вновь начали действовать по позициям греческой армии и прифронтовым городам. Дополнительно по целям в Греции стала работать из Кротальи одна группа 18-го полка. К концу кампании поспел из Бельгии 13-й полк, располагавший 24 самолетами.

В январе 1941 г. перевооружили с S.81 на ╚Чиконьи╩ 38-й полк в Албании. 38-й, 13-й и 37-й полки свели в 4-ю эскадру общей численностью в 70 самолетов. Вторая эскадра, из 61 машины, включила 7-й, 18-й и 43-й полки. Когда в апреле 1941 г. германские войска напали на Югославию, а затем и на Грецию, итальянцы действовали совместно с немцами. Три полка BR.20 бомбили южные районы Югославии. В мае того же года машины 37-го и 38-го полков поддерживали десанты на островах Корфу, Занте и Кефалония.

Между тем, война перекинулась и на африканский континент. Итальянцы предприняли наступление на англичан в Египте, но быстро получили отпор и отошли на ливийскую территорию. Затем, получив поддержку из Германии, они нанесли удар снова. Несмотря на негативный опыт тропических испытаний 1937 года, ╚Чиконьи╩ все же решили попробовать применить в Африке.

10 марта 1941 г. 14 бомбардировщиков 98-й группы 43-го полка перелетели из Лонате-Поццоло под Триполи, а оттуда на передовой аэродром Бир-Дуфан. 17 марта под покровом ночи они впервые бомбили Бенгази, занятый английскими войсками. Затем последовало еще несколько подобных налетов. 31 марта самолеты в первый раз пошли на цель днем. Их сопровождали немецкие двухмоторные истребители ╚Мессершмитт╩ Bf 110. По мере продвижения немецких и итальянских войск к границам Египта группа сменила несколько аэродромов. С последнего из них, Барса, летали на окруженный Тобрук. Потери возмещали перегонкой бомбардировщиков из Италии.

В июле 1941 г. 98-ю группу перевели на сопровождение морских конвоев, шедших с Сицилии в Ливию и обратно. На смену ей в Северную Африку прибыл 13-й полк. Он также бомбил Тобрук, который англичане все-таки сдали, затем отступал вместе со всей итальянской армией и Африканским корпусом Роммеля, понес тяжелые потери и в апреле 1942 г. был отозван в Италию для перевооружения на ╚Капрони╩ Са 313.

В мае 1941 г. итальянская авиация приступила к систематическим налетам на остров Мальта, являвшийся важной базой английского флота. Первый удар нанесла 22 мая группа BR.20 из 18-го полка. В операциях против Мальты постоянно участвовали по две группы ╚Чиконий╩, периодически заменявшиеся свежими. Летали практически каждую ночь, когда позволяла погода. Поначалу истребителей на острове было немного, но по мере усиления ПВО потери итальянцев росли. Так, в 116-й группе, приступившей к боевым вылетам в июле 1942 г., в августе имелось 12 машин, а в октябре, когда операции против Мальты закончились, осталось всего две.

В 1942 г. небольшое количество BR.20 и BR.20M использовалось в войне против Советского Союза. Они принадлежали 38-й и 116-й эскадрильям 71-й отдельной разведывательной группы. Эта часть обеспечивала поддержку действий итальянского экспедиционного корпуса. Первоначально она имела на вооружении только легкие двухмоторные машины типов Са 311 и Са 312. В августе-сентябре 1942 г. группа получила семь ╚Чиконий╩, взятых из 43-го полка. Первые три самолета приняли 3 августа экипажи 38-й эскадрильи. Их сразу же задействовали для фотосъемки позиций советских войск на Дону.

Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом, группа находилась в Ворошиловграде с 15-ю Са 311 и 17-ю BR.20M. Увеличение количества последних произошло за счет прибытия еще одной партии машин в декабре. ╚Чиконьи╩ тяжело страдали от мороза. Плохо запускались моторы. Загустевала гидросмесь - переставали вращаться турели, замедлялась уборка и выпуск шасси и щитков. Постоянно отказывали пулеметы.

Итальянский корпус попал под главный удар советских войск, и от него мало что осталось. Разгромленная итальянская армия спешно откатывалась на Украину. Вместе с ней отступали и летчики. Меняя площадку за площадкой, бросая поврежденную технику, группа кое-как добралась до Одессы. Из самолетов в ней остались всего несколько BR.20M. Под Одессой они совершили свои последние полеты над советской землей. Остатки группы перебросили в Северную Италию и превратили в учебную часть.

К концу 1942 г. количество ╚Чиконий╩ в итальянских ВВС существенно уменьшилось. Потери превышали поступление от промышленности. За 1941 г. приняли около 140 машин, за следующий - всего 30. В апреле 1942 г. выпуск BR.20M вообще прекратили. Всего было построено 580 ╚Чиконий╩.

Некоторые полки расформировали, некоторые - перевооружили. 37-й полк перешел на самолеты типа Z.1007bis, 43-й - на S.84. К началу 1943 г. деятельность частей, еще сохранявших на вооружении бомбардировщики Розателли, носила уже вспомогательный характер. Они патрулировали побережье и прикрывали конвои, искали подводные лодки. Два полка действовали против партизан в Югославии и Албании.

58 машин находились в различных летных школах. Тем не менее, ╚поскребя по сусекам╩, сформировали еще одну эскадрилью на BR.20M - 202-ю. Она базировалась на Сицилии и в основном вела разведку над морем.

BR.20M стал не последней модификацией бомбардировщика. Два интересных варианта сделали на заводе ╚Агуста╩, где вели капитальный ремонт. BR.20C представлял собой тяжелый штурмовик, в носовой части которого установили 37-мм пушку. Еще одна машина получила - впервые в Италии - шасси с носовым колесом. В марте 1942 г. два BR.20 переоборудовали в аэрофотосъемочные самолеты. У них вместо нижней огневой точки смонтировали установку из четырех аппаратов ╚Сантони╩. В том же году испытывался радиоуправляемый BR.20M; аппаратуру изготовила фирма ╚Сальмораи╩.

Но главным направлением эволюции бомбардировщика являлась модификация BR.20bis, являвшаяся по сравнению с BR.20M куда более глубокой переработкой базовой модели. Первый вариант этой модификации построили и начали испытывать еще в конце 1940 г. Машину облетывали на заводском аэродроме в Турине и в экспериментальном центре в Гуидонии.

В 1942 г. собрали второй опытный самолет с новыми моторами ФИАТ А.82 RC.42 по 1250 л.с. в плотно прилегающих капотах с выштамповками. BR/20bis имел новую штурманскую кабину - заостренную веретенообразную с большой площадью остекления, немного напоминающую немецкий Не 111 или наш Ил-4. Одновременно удлинили хвостовой кок. Все это вместе увеличило длину машины до 17,45 м. Чтобы скомпенсировать рост веса (вес пустого поднялся до 7500 кг), площадь и размах крыла также увеличили.

Хвостовое колесо сделали убирающимся. Значительно усилили оборонительное вооружение. Теперь оно состояло из трех крупнокалиберных пулеметов и двух калибра 7,69 мм. Один 12,7-мм пулемет SAFAT монтировался в шаровом гнезде в самом носу, другой - на шкворне в нижней установке и третий - на турели ╚Бреда╩ тип V сверху. Два пулемета меньшего калибра установили в бортовых блистерах, введенных на месте средних окон кабины. Обзор нижнему стрелку существенно улучшили, остеклив борта у люковой установки. Бомбовую нагрузку ограничили 1000 кг. Все бомбы размещались внутри фюзеляжа.

На втулки винтов поставили коки. Усовершенствовали приборное и радиооборудование. Внешне это выразилось в перемещении мачт антенн и появлении каплевидного обтекателя рамки радиокомпаса над фюзеляжем вместо старой громоздкой кольцевой антенны.

Испытания второго экземпляра BR.20bis велись в Гуидонии осенью 1942 г. Самолет пилотировал Э.Ро-ланди. По сравнению с BR.20M новая модификация продемонстрировала существенное улучшение летных данных. Аэродинамические усовершенствования плюс прирост тяги, а также некоторое уменьшение бомбовой нагрузки, обеспечили повышение скорости, улучшение скороподъемности и увеличение дальности полета. Максимальная скорость достигла 460 км/ч, но для 1943 г. это было уже слишком мало.

Руководство итальянских ВВС с большим одобрением относилось к конкурирующей машине фирмы CANT, спроектированной конструктором Цаппатой - Z. 1018 ╚Леоне╩. Он являлся не переделкой уже устаревшего бомбардировщика, а принципиально новым самолетом, созданным на основе современной технологии, Соответственно, и данные у него были повыше.

Но в условиях военного времени, когда зачастую количество ставилось превыше качества, выпуск бомбардировщика на базе уже имеющейся оснастки и отработанной, хотя и устаревшей, технологии тоже давал свои преимущества. Поэтому концерн ФИАТ получил заказ на 49 BR.20bis. Производство разворачивалось медленно, так как завод летом 1943 г. подвергся мощным налетам англо-американской авиации. Когда Италия заключила перемирие с союзниками, а затем перешла на сторону антигитлеровской коалиции, первые самолеты находились в сборочном цехе в Турине. Северную Италию оккупировали немцы, создавшие марионеточную ╚Итальянскую социальную республику╩. Количество завершенных BR.20bis оценивают в 10-15 машин, но никаких данных о их эксплуатации и боевом применении нет.

Когда Италия раскололась, в строю оставалось всего 67 боеспособных BR.20 и BR.20M. Почти все они находились на Балканах. 23 бомбардировщика имел 38-й полк в Тиране, в Далмации восемь машин сохранил 21-й разведывательный полк. Две эскадрильи (всего восемь самолетов в обеих) находились в Греции и еще две (с 13 машинами) -в самой Италии.

Все эти устаревшие самолеты не вызвали никакого интереса ни у немцев, ни у союзников. В Южной Италии после перемирия только один BR.20M признали годным к эксплуатации. Его использовали как транспортный и связной в штабе истребительной авиации так называемых ╚Итальянских союзных ВВС╩ - той части итальянской авиации, что стала воевать против немцев.

На этом закончилась история ╚Чиконьи╩. Ни одного самолета этого типа в музеях не сохранилось.

 

 


 ЛТХ: tab_corner_right.gif  
Модификация   Br.20
Размах крыла, м   21.56
Длина, м   16.17
Высота, м   4.75
Площадь крыла, м2   74.07
Масса, кг  
  пустого самолета   6400
  максимальная взлетная   9900
Тип двигателя   2 ПД Fiat A.80 RC41
Мощность, л.с.   2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   329
  на высоте   432
Крейсерская скорость , км/ч   349
Практическая дальность, км   3000
Максимальная скороподъемность, м/мин   285
Практический потолок, м   7600
Экипаж   5
Вооружение:

  один 12,7-мм турельный пулемет Breda-SAFAT и два 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT (экспериментальный экземпляр и первые 20 серийных самолетов BR.20 имели 7,7- мм спаренный турельный пулемет DR калибра в задней части фюзеляжа на месте одинарного 12,7-мм турельного пулемета MI, которым были оборудованы все поздние самолеты BR.20 и BR.20M);
  до 1600 кг бомбовой нагрузки.

 

 Доп. информация : tab_corner_right.gif  


 11.gifЧертеж "Fiat Br.20 Cicogna"
 11.gif Фотографии:

br20-2_small.jpg  BR.20L
br20-3_small.jpg  BR.20A
br20-1_small.jpg  BR.20A
br20-4_small.jpg  Прототип BR.20
br20-10_small.jpg  BR.20
br20-12_small.jpg  BR.20
br20-7_small.jpg  BR.20
br20-5_small.jpg  Прототип BR.20M
br20-6_small.jpg  BR.20M
br20-9_small.jpg  BR.20M
br20-11_small.jpg  BR.20M
br20-8_small.jpg  BR.20bis

 11.gif Схемы:

br20-2_small.gif  BR.20M
br20-3_small.gif  BR.20bis
br20-4_small.gif  Модификации
br20-1_small.gif  Компоновочная схема BR.20M

 11.gif Варианты окраски:

br20-c1_small.jpg  BR.20A
br20-c2_small.jpg  BR.20   65 Sq. 13 St.
br20-c3_small.jpg  BR.20   230 Sq. 35 Gr.
br20-c4_small.jpg  BR.20 12 сентай ВВС Японии
br20-c7_small.jpg  BR.20  35 Gr. 230 Sq.
br20-c5_small.jpg  BR.20M   277 Sq. 116 Gr.  37 St.
br20-c6_small.jpg  BR.20M 38 Gr.
br20-c8_small.jpg  BR.20M   5 Sq. B.T. 43 Gr. B.T.,  13 Stormo B.T.

 

6738a61100b205dae9faa156bf5253ce.jpg

 

Fiat BR 20  зарежда гориво

Link to comment
Share on other sites

  • Потребители

899608cda06988a36938b4962c540c79.jpg

Американски и италиански войници прекарват телефонна линия ( след капитулацията, на 8 .09. 1943г. , част от италианските войски минават на страната на съюзниците).

Link to comment
Share on other sites

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...