Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

Хайдар и история Казахстана.


Препръчано мнение

  • Потребител
Публикувано

Итак, смотрим
ХАЙДАР, МИРЗА МУХАММАД
Тарих-и Рашиди

Историки Казахстана считают этого автора и его историю основной и основополагающей для истории казахов и Казахстана:

«Та'рих-и Рашиди» — один из основных первоисточников по истории казахского народа. Начиная со времени В. В. Вельяминова-Зернова, почти полностью привлекшего в своем исследовании известия «Та'рих-и Рашиди» о казахах 
7, ни один исследователь истории казахского народа не проходит мимо этого сочинения.

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/pred.phtml?id=1641

Но как обычно это бывает, в том числе и с казахскими историками, все его цитируют причём очень выборочно, и кроме подходящих для истории казахов цитат на самом деле никто или мало кто его читал полностью!
Посему я выпишу те важные цитаты, которые казахи не замечают и не видят у него!
Иногда, правда без комментариев и выражения чувств не смогу обойтись!


Начнём с общих сведений:
Первый перевод на русский язык
Напечатано: "Средне-Азиатский вестник", июль. 1896. стр. 54-56

пер. В. В. Бартольда
Текст воспроизведен по изданию: Кафиристан в XVI в. // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973


http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/text2.phtml?id=10651


Правда по тексту этого отрывка не понятно, а зачем Бартольд это сделал!


Тут пожалуй самый примечательный тот факт, что Хайдар назвал эту страну - Страной неверных! то есть не мусульман и ещё в 16 веке!

  • Потребител
Публикувано

Название «Кафиристан» в переводе с фарси означает «страна кафиров», то есть «неверных». «Кафирами» в мусульманском мире так называют людей, исповедующих любую политеистическую религию, а также атеизм.

 

 

МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР

ТА'РИХ-И РАШИДИ

КАФИРИСТАН В XVI в.
Автор происходил из владетельного дома, управлявшего в XIV и XV вв. Восточным Туркестаном и частью Семиречья к югу от Иссык-Куля. Сам Мухаммед-Хайдер, родившийся в 905/1499-1500 г.


- То есть, если предки казахов жили в Восточном Туркестане в 16 веке, то они ещё не приняли ислам в 16 веке!

Название страны, в которой жил и служил автор и его предки: Могулистан ( напомню у Рашид-ад-Дина Могулистан в 13 веке - это Иран - Персия), в которой жили могулы ( не путать с Монголией и монголами!), Кашгар, Чагатай!
Предки его..... были наследственными владетелями и правителями Кашгарии.
Среди этих предков автора «Та'рих-и Рашиди» несколько человек играли большую роль в истории Могулистана и Восточного Туркестана: Уртубу являлся тем лицом, которому, по утверждению Мирза Хайдара, монгольскими ханами была пожалована Кашгария (Манглай-Субе); Пуладчи посадил на трон Могулистана Туглук-Тимур-хана (умер в 1362 г.); Худайдад был 
улусбеги в могульском улусе, посадил на трон шесть могульских ханов; Эмир Саййид Али, прославленный полководец Вайс-хана (убит в 1428 г.), изгнал из Кашгара [186] наместника Улугбека и в течение длительного времени правил значительной частью Кашгарии.

- странное имя казахское Вайс, как минимум редкое!

Вайс (нем. Weiss / Weiß, идиш ‏װײַס‏ — белый) — немецкая и еврейская фамилия, а также топоним.
Значение — б
елый.
Vice - также Вице-, например Вице-Президент

Дед Мирза Хайдара, Мухаммад Хайдар-мирза, правил в Кашгаре, но в 1480 г. изгнан
Султан Махмуд-хана в Ура-Тюбе и долгое время находился при нем в Ташкенте. Когда узбеки завоевали Ташкент,

- Упс! Как интересно, надо поискать и посмотреть про город Ташкент до его завоевания узбеками.

Предки Мирза Хайдара пользовались потомственными привилегиями, пожалованными им первыми Чагатаидами; они были тарханами.

Источниками для написания «Та'рих-и Рашиди» послужили прежде всего устные предания, бытовавшие среди могулов.

Мирза Мухаммад Хайдар доглат в основном говорит о казахах 
[191] на южных рубежах современного Казахстана и почти ничего не знает о них в Дашт-и Кипчаке.
- ну, надо же, какая незадача, а казахи так любят говорить о кыпчаках и Даштэи-Кыпчак, о степи от Алтая до Венгрии...

  • Потребител
Публикувано

Вопрос языка текста истории:
оригинал был написан на персидском языке, что подтверждают все издатели и переводчики:
Сочинение Мухаммед-Хайдера недавно было переведено на английский язык (Главу о Кафиристане см. Мухаммед-Хайдер, 384-386), мы пользовались этим переводом и сличили его с персидским подлинником по рукописи Азиатского музея Академии наук, аа 568а (л. 205), и

Язык «Та'рих-и Рашиди» — среднеазиатский фарси.

Поскольку о переводе Бартольда сказано выше, смотрим перевод 1969 года:


(пер. Н. Н. Мингулова и К. А. Пищулиной)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969


http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm

  • Потребител
Публикувано

Когда Вайс-хан...
Он кочевал по казацкому обычаю (бе расм-и казаки)

- здесь ясно написано: казаки и казацкий, а не казахский обычай!


он ушел оттуда в Туркестан. В то время в Туркестане был хакимом Эмир Шайх Hyp ад-Дин, сын Эмир Сар-Буга-йи кипчака 5, одного из великих эмиров Эмира Тимура. [Вайс-хан] ушел к нему.

- и вот этот Вайс ушёл к кыпчаку, который служил Тимуру, а потом ушёл к Рускому князю - Урус-хану, потом и от него бежал опять в Могулистан!
Шибко быстро бегал, видать!


5. Сар-Буга-йи кипчак. — В 1375 г. он вместе с 'Адил-Шахом джалаири, Илчи-Бугой и др. был послан Тимуром против могульских войск Камар ад-Дина. Однако они, опираясь на свои племена, джалаиров и кипчаков, осадили Самарканд, но были разгромлены сыном Тимура Джахангиром, после чего бежали в Дашт-и Кипчак, где нашли защиту у Урус-хана. Спустя некоторое время Сар-Буга-йи кипчак и 'Адил-Шах джалаири бежали от Урус-хана б Могулистан к Камар ад-Дину. (The Tarikh-i Rashidi, pp. 44-45).

Когда очередь на ханство дошла до Вайс-хана, он стал ханом. По натуре [своей] он был чрезвычайно ревностным мусульманином, ... Запретив [своим] людям совершать набеги на мусульман, [Вайс-] хан ополчился на неверие калмаков и постоянно 10 вел борьбу с теми кафирами. Несмотря на то, что большей частью он терпел от них поражения, он не прекращал вести против них священную войну (джихад).


- итак, в Могулистане жили кафиры!


- так чем прославился Вайс-хан?


Дважды ( или трижды) он попадал в руки тех неверных.
... по слухам известно, что хан сражался с калмаками шестьдесят один раз, но только один раз он одержал победу, в остальных же случаях он обращался в бегство.

  • Потребител
Публикувано

Следующий хан
17. Исан-Буга-хан — младший сын Вайс-хана, могульский хан в 1429-1462 гг.
Тоже как-то так себе прославился:
[Исан-Буга-] хан ввиду своей молодости и несовершеннолетия относился с пренебрежением к эмирам. Он выбрал себе в наибы некоего Тимура из племени турфанских уйгуров и в покровительстве ему преступил границы умеренности. Эмиры не стерпели его возвышения и пренебрежения к себе. Однажды во время собрания у хана дерзновенной рукой они изрубили на куски Тимура и тотчас же сами рассеялись. Хан чрезвычайно перепугался и тоже бежал.

Султан Абу-Са'ид-мирза стал в то время правителем Мавераннахра 30. Он преследовал [Исан-Буга]-хана, пока не настиг его в Йанги, который в исторических книгах называется Тараз 31. Могулы бежали, не приняв боя. Мирза Абу-Са'ид возвратился назад, в свою страну 32.

|46а| ...Каждый из могульских эмиров, что отделились от [Исан-|70| Буга-] хана, построил себе крепость. Все они не повиновались хану надлежащим образом. Хан тоже не противодействовал им, надеясь, что, может быть, они снова вернутся к нему.

  • Потребител
Публикувано

В то время в Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан.


- ну, какой казах не знает Абулхаир хана!?
Абулхаир хан, Абулхайыр, Абулхайыр Мухаммед Казы бахадур хан (каз. Әбілқайыр Мұхаммед Қазы бахадүр хан; 16931748) — хан Младшего жуза (17181748). От него берёт начало княжеская фамилия Чингисов.

- но уважаемый словарь-википедия рекомендует

Абу-л-хайр — Не следует путать с казахским ханом Абулхаир ханом Абу-л-Хайр 1-й Хан Узбекского ханства 1428 — 1468

- Но, тут мудрено их не перепутать, ведь во времена Хайдра в 16 веке персы не писали чёрточки-тире в именах! не знали такого знака!
- Итак, мы имеем в истории Казахстана два, как минимум великих хана Абулхаир, один в 15 веке, другой - в 18 веке, при это именно последний был назван Могучий - Чингиз и стал основателем рода чингизидов!

Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши 33, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек.

- и тут наверно не следует путать этого Джанибек-хана 15 века с Джанибеком из 14 века!


Джанибе́к — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1342−1357), третий сын Узбек-хана.


Потому что как же мог хан узбекский 15 века гонять по степи хана монгольского, хотя и от папы Узбека, 14 века!!!??? а тем более хан казахский 18 века!!! даже будь он хоть основатель рода Чингизидов!!!

  • Потребител
Публикувано

И тут дальше нас ждут два самых великих перла (жемчужины!) казахской истории!
Внимание! Готовы!?
Перл первый:
За ними утвердилось название узбеки-казахи (узбак-казак).


Перл второй:
Начало правления казахских султанов — с восемьсот семидесятого года 
34, а Аллах лучше знает.
- до того как стать кайсак-киргизами, казахи звались узбеки-казахи, а точнее узбак - казаки!

Итак, первый казахский хан был:

34. 870 г. х. — 1465/1466 г. н. э.
- Таким образом Хайдар не подтверждает и опровергает существование казахской государственности до середины 15 века! У них не то, чтобы государства, у них своих султанов не было!
- конечно, можно педантично напомнить, что титул султан - это мусульманский титул, титул исламских государей, но тогда значит, что и ислам был принят казахами только в середине 15 века! Но тогда вышеуказанный Вайс-хан воевавший с кафирами всю жизнь или не был казахом, или не был государём ислама!

- Тут автор сделал скачок на 70 почти и перескочил

35. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э.

В продолжение времени до девятьсот сорокового года 35 казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он.


- тут мне кажется какая-то насмешка или нестыковка про Джучи-хана, поскольку Джучи-хан умер на охоте даже раньше отца легендарного Темуджина, и соотвественно никакого улуса в наследство от отца получить не мог, либо это какой-то другой Джучи-хан.

  • Потребител
Публикувано

Во времена этого Тахир-хана 36 казахи претерпели большие невзгоды. После него стал ханом его брат Буйдаш 37. Но во времена Буйдаш-хана казахов оставалось уже всего двадцать тысяч. /46б/
- ух, ты! То армия была миллионная, а то всего 20 тысяч! Два тумена осталалось!?

После девятьсот сорокового года 
38 его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли 39.
 

- Ну, вот, собственно и вся история казахов! Они кончились согласно Хайдару в


38. 940 г. х. — 1533/1534 г. н. э. !!!
39. ...и казахи совершенно исчезли — в тексте ***.
Заявление не соответствует действительности; по-видимому, вызвано отсутствием дальнейшей информации о казахах.

- То есть, Хайдар больше о казахах ничего не знал, не слышал и не написал!!!
Что называется, переводчик-редактор выкрутился, как смог!

  • Потребител
Публикувано

- Далее мы имеем повтор выше сказанного с некоторыми подробностями:

В восемьсот пятьдесят пятом году 59 в юрте Джучи-хана, сына Чингиз-хана, или, что то же самое, в Дашт-и Кипчаке был государем Абу-л-Хайр, из потомков Джучи. В те времена в этом юрте не было правителя могущественнее его.

59. 855 г. х. — 1451 г. н. э. В Л — «в 850 г.» (1446/1447 г. н. э.).

После его смерти его подданные пришли в состояние замешательства и разброда. Большое число людей присоединилось к Кирай-хану /78/ и Джанибек-хану казахам, о которых уже упоминалось.

Между Кирай-ханом и Джанибек-ханом и сыновьями Абу-л-Хайр-хана существовала длительная и упорная вражда. По этой причине сыновья Абу-л-Хайр-хана /51б/ находились также в состоянии вражды и с могульскими ханами, поскольку могульские ханы были покровителями Кирай-хана и Джанибек-хана. После [смерти] Абу-л-Хайр-хана [его подданные] собрались вокруг [Бурудж-оглана]. Так как Кирай-хан и Джанибек-хан 60 приобрели значительную силу, этот Бурудж-оглан старался держаться от них подальше и находился на территории Туркестана.
- то есть казахские ханы враждовали с могулськми ханами, то есть это были разные народы: казахи - не могулы!!

Между тем калмаки вернулись в их [собственный] юрт. Могулистан остался никем не занятым, и хан откочевал с могулами назад в Могулистан.

 

 

В то время, когда вспыхнула вражда между Султан Махмуд-ханом и узбеками-казахами из-за Шахибек-хана 100 и дело дошло до сражения, эти пять человек были военачальниками (сардар).

...Одним словом, благодаря этой помощи Шахибек-хан овладел Самаркандом и правил там так, как и надлежит. Его войско увеличилось до пятидесяти тысяч. Отовсюду, где только были узбеки, они собрались около него.

После этого дела [Султан Ахмад-] хана стали процветать. ...Никто в Могулистане не мог ему противодействовать. Несколько раз он совершал удачные набеги на калмаков. Многих из [210] них он убил. Дважды он имел сражение с Исан-тайши 109, оба раза одержал победу. Из-за него калмаков стало очень мало. Калмаки называли его Алачи-ханом. По-монгольски [слово] алачи означает «кушанда» — «убивающий», то есть «убивающий хан». Этот лакаб 110 остался за ханом. Люди называли его «Алача-хан». Сейчас среди могулов говорят: «Султан Ахмад-хан», все же другие /68а/ народы (тавайиф) говорят: «Алача-хан». В исторических сочинениях Мирхонда 111 и Хондемира 112 из Герата и других написано также «Алача-хан».

После этих событий Султан Ахмад-хан начал совершать враждебные действия по отношению к узбекам-казахам.

 

 

Мансур-хан заставил откочевать в Чалыш 126 и Турфан всех, кто был в Могулистане из киргизов и других людей. Так как киргизы стали зачинателями всех смут в Могулистане, он коварным образом перебил большую часть их. И только небольшое число их бежало в Могулистан. После этого [Мансур-хан] совершал набеги на калмаков, большей частью победителем выходил он. Дела хана стали процветать.

Из пределов Ферганы окрестные узбекские султаны собрались в Самарканде и Ташкенте. В это время Бабур-падишах дал сражение султанам тех пределов в Хисар-и Шадмане и одержал победу. Этим [нанесенным им] поражением он выгнал из Мавераннахра всех узбеков и воссел на самаркандский трон. В раджабе девятьсот семнадцатого года 136 [Султан Са'ид-]хан утвердился в Андижане.

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
/* Revenue-Ads-Footer */ /* За дарение */
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.