Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

Осетинские этюды Миллера


Препръчано мнение

  • Потребител
Публикувано

Часть 1

https://runivers.ru/bookreader/book10425/#page/4/mode/1up

стр. 6 Введение

"... так называемых нартских сказаний, записанных мною летом 1880 г. во Владикавказе, Алагире и Садоне со слов некоторых стариков-осетин..."

- Простой и ясный, но очень значимый факт: в Осетии вплоть до конца 19 века существовала только народная осетинская устная традиция творчества, не было письменности народной, на которой были бы записаны народные осетинские предания, легенды.
- Второй факт вкупе с первым: в Осетии не было национальной, государственной официальной письменности; в Осетии не было письменного законодательства: законов, государственных и административных актов, печатей, монет, международных актов и переписки.
Мне не известны, не попадались, я не находил и не видел такие документы, памятники осетинской письменности в Осетии; если кто-то знает, видел, то прошу сообщить, дать ссылку!

- Если письменности не было в Осетии вплоть до 19 века, то нет оснований искать, находить и читать по-осетински какие-либо "аланские" надписи за пределами Осетии!

стр. 7 (11) "Прежде чем пользоваться нартскими сказаниями для исторических выводов, следовало бы уяснить, которые их них составляют исключительное достояние осетин. Из изданных материалов по народной поэзии горских народов видно, что нарты и сказания о них также хорошо известны и другим, соседним с осетинами, народам Северного Кавказа, чеченцам, балкарцам и особенно кабардинцам."

"Так, например в нарте Сосруко (иначе Сосруко или Коссирихъ, осет. Сосруко) он усматривает имя кесаря и в черкесском предании о чудесном рождении Сосруко из камня - отголоски римского предания о рождении Юлия Цезаря (цесарское сечение), будто бы занесённого некогда к черкесам."

"В настоящее время, ...., ещё рано ставить вопрос , у которого из этих народов они возникли впервые и в какое время распространились среди других народов. Можно только констатировать факт, что большая часть, например, осетинских сказаний известна...

стр.8 (12) кабардинцам и чеченцам, и что за немногими исключениями, имена осетинских нартов носят не осетинский, а кабардинский или иностранный характер. Главные личности осетинских сказаний: Батраз, Урузмаг, Созруко, Сатана, Хамуц, Амиран, Сурдон, Килахсарттон, встречающиеся в собранных нами образцах, хорошо известны кабардинцам и балкарцам, а некоторые грузинам..."

стр. 13 (17) IX "Продукт нового более художественного творчества. Песня сложена по поводу выселения осетин (магометан) вместе с чеченцами в Турцию в 1865 году. Во главе выселения, как известно, стоял осетин, бвыший генерал русской службы Муса Кундухов. Всех выселилось около 22000 человек большей частью чеченцев. Между осетинами Кундухов увлёк за собой несколько семейств своих родственников и родичей."

  • Потребител
Публикувано

Часть 2
https://books.google.ru/books?id=reIhe_l7PscC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

Здесь меня привлекла глава 7

Содержание
ГЛАВА VII. Религиозныя вѣрованія осетин., стр. 237—301. 1. Вѣ-

рованія въ высшихъ духовъ 239; Ўаціцца 240; Ўастурці 24 2;

Тутер 24 3; Фќавара 243; Авсати 244; Барастүр 245; Курдалäгон

247; Сафа 248: Донбүттүр 249; Pүнүбардуаг 249; Алардт 250;

Хуцаўү дўap 251; Ферү-дўap 25 2; Маду - Maiрам 202; Бенату хі-

цау 253; Сау дўap 254. 2. Осетинскіе дзу ары, стр. 2 55 — 26 2.

3. Общественные праздники, стр. 262 — 288. Времена года 263.

Названія мѣсяцевъ 263. Обряды, сопровождающіе праздникъ 264.

Новый год 266. Дуўäі асту 269. Бурку 270. Комахсан 272.

Тутуру комдарён 273. Кои бадан 274. Праздникъ Алардѣ 27 5.

Праздникъ св. Николаю 276. Остäлті кувд 277. Кувдъ Фаварѣ

278. Хорнбон 279. Дѣвичій праздникъ 281. Праздникъ Ўастерці

281. Фацбадüн 282. Стүрхіст 285. Списокъ поминокъ 287 — 268.

4. Домашніе обряды, стр. 289 — 297. Обряды при рождении

289 — 292. Свадебные обряды 291 294. Похоронные обряды

294 — 295. Понятія о душѣ 295. Преданіе о Руймонѣ 296. 5.

Преданія о небесныхъ свѣти тахъ, стр. 297 — 301. Нароста-

ніе и ущербъ мѣсяца 297 — 299. Лунныя пятна 299. Преданія о

Полярной звѣздѣ и созвѣзді. Большой Медвѣдицы 300. Предание о

Плеядахъ 300 — 301.

Здесь у Миллера перечислены боги, высшие духи, святые, которым поклонялись осетины!

  • Потребител
Публикувано

А теперь обратимся к надписи Зеленчукской, которую Миллер и Абаев прочитали по-осетински:
Зеленчу́кская на́дпись — надпись X века на могильной плите, записана греческим письмом. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук. Считается наиболее известным письменным памятником аланского языка или древнейшим памятником осетинского языка


https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеленчукская_надпись


«Иисус Христос. Святой Николай. Сахира сын Хорс, Хорса сын Багатар

на стр. 274-275 Миллер приводит имя Исуса Христа по-осетински: Чурусти - Чиристи, а не ИсуС ХристоС , ибо это по-гречески и по-русски, так это указано на памятнике!

Осетины называют его Уац Никола / Wac Nikkola (Святой Никкола), Хоарз Никкола/ Xwarz Nikkola (Хороший Никола) или, коротко, Никкола.

Надпись с памятника транскрибируют так по-осетински:
Οατς(?) Νικολαοή — Святой (?) Николай

Но на стеле написано так во 2 и 3, 4 строке:
ОАИИСО
УКОЛА
ОС
то есть нет двух -кк- в имени Николай и окончание греческое -аос!

Хорса - нет в списке Миллера!!!
Хорс (др.-рус. Хърсъ) — древнерусское божество солнца.
По сообщению 
Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.

Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша». В «Слове об идолах» русский книжник XII века писал, что язычество отступило на «окраины», где продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай».

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
/* Revenue-Ads-Footer */ /* За дарение */
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.