Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

ПЕТР ИЗ ДУСБУРГА ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ


Препръчано мнение

  • Потребител
Публикувано

Всем, считающим Пруссию землёй немецкой-тевтонской, чти-те историю покорения Пруссии орденом тевтонским-дайчерским!
Огнём и мечом! до основания!

Какие права имеют тевтонцы - дайчеры на Пруссию?
Да, никаких! Они их якобы получили от польского короля и римского папы, которые не имели никаких прав на Пруссию никогда!


"Итак, упомянутый магистр послал брата Конрада фон Ландсберга и еще одного брата своего ордена к этому польскому князю, чтобы они прошли по земле Кульмской и разузнали, по его ли воле прибыло посольство.

вышеупомянутый господин Конрад, князь польский, по зрелом размышлении, как говорилось выше, по совету, единой воле и горячему согласию его жены Агафьи и сыновей его Болеслава, Казимира и Земовита 14 , дал упомянутым братьям дома Тевтонского, нынешним и грядущим, землю Кульмскую и Любавскую и землю, которую смогут с Божией помощью в дальнейшем отвоевать из рук язычников со всеми правами и пользованием, которые он и предки его имели в вечном владении, не оставляя себе в них никаких прав и собственности, но отказываясь словом и делом ото всего, на что мог бы претендовать он сам или жена его, или дети, или потомки. И чтобы этот дар был прочным и вечным и чтобы никем в дальнейшем он не смог бы отмениться, он дал им грамоты, скрепленные печатями своими. Произошло это около 1226 года от Рождества Христова в присутствии нижеподписавшихся свидетелей, а именно: Гунтера Мазовецкого, Михаила Куявского, Христиана, епископов прусских, настоятеля Гернульда, декана Вильгельма, старшего и младшего графов Пакослава из Дирсовии, канцлера Иоанна, вице-канцлера Григория и многих других выдающихся церковных и светских лиц

  • Потребител
Публикувано

6. О ЗАКРЕПЛЕНИИ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО И ОБ ОБРАЩЕНИИ К БРАТЬЯМ ГОСПОДИНА ПАПЫ

Когда же об этом разорении Польской земли благодаря шумному заявлению упомянутого князя дошло до сведения Римской курии, то святейший отец и владыка папа Григорий IX, сострадая ему и остерегаясь опасностей в будущем, весь порядок, с братьями дома Тевтонского установленный разумно и по принятому обряду, утвердил во имя Господа 16 , вменив упомянутым братьям во отпущение грехов отомстить за поругание распятого Господа и отвоевать землю, обетованную христианам, занятую язычниками 17 . И, вдохновляя их на битву, сказал: «Опояшьтесь и будьте мужественны и готовы сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу, ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни» 18 . И, укрепляя их в душевной стойкости, утешал их [20] словами Господа, сказавшего, обращаясь к детям Израиля: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой»; 19 а несколько дальше он продолжал: «Вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими: да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их; ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас 20 . Ибо не ваша война, а Божия» 21 . Эта величайшая стойкость духа была у Иуды Маккавея, который, стоя с горсточкой людей против многого множества язычников, ободряя своих, говорил: «Не бойтесь множества их, и не страшитесь нападения их. Вспомните, как спасены были отцы наши в Чермном море, когда Фараон преследовал их с войском. И ныне возопием на небо; может быть Он умилосердится над нами, воспомянув завет с отцами нашими, и сокрушит ныне это ополчение пред лицем нашим, и все язычники познают, что есть Избавляющий и Спасающий Израиля 22 . Не убойтесь слов мужа грешнаго, ибо слава его обратится в навоз и в червей. Сегодня он превозносится, а завтра не найдут его 23 . Итак, дети, возревнуйте о законе, и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. Вспомните о делах, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя 24 . Крепитесь и мужественно стойте в законе, ибо чрез него вы прославитесь 25 . Итак, соберите к себе всех исполнителей закона, и отмщайте за обиды народа вашего и воздайте воздаяние язычникам»

  • Потребител
Публикувано

7. О НОВОЙ ВОЙНЕ БРАТЬЕВ ДОМА ТЕВТОНСКОГО С НАРОДОМ ПРУССКИМ

Многие войны издавна велись с пруссами, как повествуют старые истории: Юлием Цезарем 27 , также девятью братьями из Швеции, которые назывались Гампты 28 , также Гуго по прозвищу Потир 29 , наконец, братом Христианом, епископом прусским, и братьями рыцарями Христовыми, называемыми братьями из Добжиня. Но, улучив момент, пруссы убивали или обращали в бегство вождей и прочих, возглавлявших их, и так сбрасывали ярмо рабства с вый своих и снова впадали в прежние заблуждения. Ныне начаты новые войны с ними братьями госпиталя Святой Марии Иерусалимского Тевтонского дома.

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Dusburg/frametext2.htm

  • Потребител
Публикувано

CHRONICON TERRAE PRUSSIAE

2. ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

Земля Прусская границами своими, внутри которых она расположена, имеет Вислу, соленое море 1 , Мемелу 2 , землю Руссии, княжество Мазовское и княжество Добжиньское 3 . Висла — это река, текущая из Краковии 4 в землю Померанскую 5 , [66] впадающая в море у крепости Данцке 6 , отделяя Польшу и Померанию от Пруссии. Мемела — также река, вытекающая из королевства Руссии, впадающая в море рядом с замком и городом Мемельбургом 7 , самую Руссию, Литву и Куронию 8 , также отделяющая от Пруссии.

3. О РАЗНООБРАЗИИ И СИЛЕ ПРУТЕНОВ 9

Прусская земля делилась на 11 частей. Первая была Кольмская земля и Любовия 10 , которая до прихода братьев 11 Тевтонского ордена была почти необитаемой. Вторая — Помезания 12 , в которой живут помезаны. Третья — Погезания 13 , в которой живут погезаны. Четвертая — Вармия 14 , в которой живут вармийцы. Пятая — Натангия 15 , в которой живут натанги. Шестая — Самбия 16 , в которой живут самбиты. Седьмая — Надровия 17 , в которой живут надровиты. Восьмая — Скаловия 18 , в которой живут скаловиты. Девятая — Судовия 19 , в которой живут судовиты. Десятая — Галиндия 20 , в которой живут галиндиты. Одиннадцатая — Барта и Плика Барта 21 , которые ныне называются великой и малой Бартой, в которой живут барты, или бартенсы. Едва ли был хоть один из этих народов, у которого не было бы для сражений двух тысяч конницы и многих тысяч воинов. Богатая и многонаселенная Самбия могла иметь 4 тысячи конницы и 40 тысяч воинов 22 . Благородные судовиты как благородством нравов выделялись среди прочих, так превосходили их и богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и почти бессчетное множество прочих воинов. У каждого из этих [языческих] народов было много мощных замков, которые слишком долго пришлось бы перечислять...

Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не осмеливались в них рубить деревья или пахать или ловить рыбу. Было же среди этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто, по имени Криве 24 , которого они почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли Ливонской. Такова была власть его, что не только он сам или кто-либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей 25 и простого люда. Хранил он также, по древнему обычаю, негасимый огонь. Прутены верили в воскрешение плоти, однако не так, как следовало. Ибо они верили, что если кто-то является знатным или незнатным, богатым или бедным, властительным или бесправным в этой жизни таким будет и после воскрешения в будущей жизни. Вот почему случалось, что с умершими знатными сжигались оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, что они относили к военному делу. С незнатными сжигалось то, что относилось к их занятиям. Они верили, что все сожженное воскреснет с ними и будет служить, как и прежде 26 . Вокруг этих мертвых было такое наваждение дьявольское, что, когда умирали родители, они шли к упомянутому папе Криве, прося, чтобы в такой-то день или ночь он посмотрел перешли ли они в свой дом; этот Криве безо всякого колебания показывал и то, [67] как мертвый распоряжался одеждой, оружием, конями и челядью, и для вящей убедительности говорил, что на притолоке дома своего он (покойный. — В. М. ) оставил такой-то след копьем или другим орудием.

После победы они приносили жертву своим богам и от всего того, что досталось им победой, третью часть подносили упомянутому Криве, который это сжигал. Ныне же литвины и прочие язычники этих мест сжигают упомянутую жертву в каком-то священном месте согласно их обряду, но, прежде чем сжечь коней, их загоняют настолько, что они едва могут стоять на ногах. Прутены редко приступали к какому-либо важному делу, пока не узнавали, бросив по обычаю своему жребий 27 , у богов своих, воспоследует ли им добро или зло. Они не пеклись о запасной или нарядной одежде, да и поныне не пекутся; как снял ее сегодня, так завтра и надевает, не обращая внимания, что она вывернута наизнанку. Они не пользуются мягкими ложами и тонкими яствами. В качестве напитка они пьют простую воду и мед, или брагу, и кобылье молоко; а молоко это пьют только, когда его освятят. Иных напитков они испокон веку не знали. К гостям своим они выказывают всяческое гостеприимство, на какое только способны, и не бывает в доме их такой еды или питья, которых они не разделили бы с ними. Кажется им, что они плохо принимают гостей, если те не напьются их напитка до опьянения. Есть у них в обычае, что в попойках они все участвуют равно и пьют без меры, вот почему все хозяева подносят гостю своему столько напитка, сколько они выпили сами, и такое подношение повторяется до тех пор, пока гость с хозяевами, жена с мужем, сын с дочерью все не опьянеют.

  • Потребител
Публикувано

14. О РАЗРУШЕНИИ МНОГИХ ЗАМКОВ И О ПОКОРЕНИИ ПОМЕЗАН

[1234 г.]

В земле Помезанской была некогда волость, называемая Рейсен, где жили славные мужи и доблестные воины, на которых упомянутый правитель 28 , идя напролом и без оглядки, храбро нападал и нередко разорял ее мечом и огнем, проливая немало крови язычников. Замок их, расположенный близ реки Мокеры, и все укрепления, бывшие у них в этом месте, называемом Стумо, близ Постелина 29 , близ Ризенбурга 30 и Ризенкирхена 31 , близ озера Друзина и Вильденберга, он разрушил мощным ударом и, обратив в пепел, сровнял с землей, а язычников убил или взял в плен. Но никто не может достойно ни словами сказать, ни каламом 32 описать, с какой силой и храбростью вышеупомянутый маркграф, словно лев, не страшащийся никаких столкновений, сражался с упомянутыми язычниками. Таким грозным был он в битве с ними, что они подчинились вере и братьям. Согласно договорам и свободам, которые им тогда давались, после направлялись прочие новообращенные.

26. ОБ ИЗБИЕНИИ ЯЗЫЧНИКОВ И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА И УКРЕПЛЕНИЯ ПАРТЕГАЛЬ 33

[1240 г.]

Из упомянутых замков прутенов ежедневно выходило сражаться столько воинов, что братьям были отрезаны все пути к наступлению на врагов и совершенно исключена возможность сражаться с ними. Обеспокоенные этим братья не раз собирались на совет, ища выхода из этого положения. Наконец, сам Христос, не перестающий милосердно утешать преданных ему, находящихся в затруднении, призвал милостью духа своего некоего Поманду, знатного мужа, некогда пользовавшегося большим уважением у прутенов, но только что перешедшего в веру Христа и к братьям, чтобы таким образом приобщиться к делу веры и правоверных. Этот Поманда из замка Балга 34 отправился к своим соотечественникам прутенам, прикинувшись врагом веры и христиан; при виде его прутены возрадовались радостью великою, ибо они надеялись всю силу братьев ослаблять действиями этого человека.

Итак, по совету этого Команды, все лучшие люди Вармии, Натангии и Барты и прочие, способные сражаться, собрались и встали лагерем, осаждая Балгу, но братья, которые задолго до этого предугадали такой поворот дела, уже объединившись с упомянутым правителем Брунсвика 35 и с прочими паломниками, во всеоружии вступили в сражение с ними и всех их перебили, так что не осталось ни одного, кто бы после известил об этом событии. После этого тот герцог и братья с войском своим пошли на замок Партегаль и на укрепление и захватили их, всех людей убив и взяв в плен, а замок и укрепление обратив в пепел. Тот же правитель провел много других сражений за один год, когда он находился в упомянутом замке Балга, и так часто нападал он на прутенов, что они дух перевести не могли.

  • Потребител
Публикувано

27. О ПОКОРЕНИИ ВАРМИЙЦЕВ, НАТАНГОВ И БАРТОВ И СООРУЖЕНИИ МНОГИХ ЗАМКОВ

[1241 г.]

А поскольку прутены из Вармии, Натангии и Барты, по воле божией лишенные сил братьями и упомянутым герцогом, не могли более оказывать сопротивление, то превратили нужду в добродетель и, дав заложников, подчинились вере и власти братьев. А братья, дабы обезопасить себя в дальнейшем и лишить прутенов возможности возобновлять действия, построили в земле Натангии, близ реки, называемой Каустера, Круцеберг 36 , в земле бартенсов — три замка: Бартенштейн 37 , Визенбург 38 и Резель 39 . Говорят, что они со временем построили в земле Вармии Брунсберг 40 и Хелисберг 41 , а в земле Галиндии — какой-то город, разместив в них для обороны многих братьев и воинов. Многие другие замки построили нобили и феодатарии 42 , пришедшие из пределов Алемании 43 со всем домом и челядью и родственниками на помощь упомянутой земле; имена их один бог знает.

65. О ГИБЕЛИ МНОГИХ ПОМЕРАН 46 И ПРУТЕНОВ

[1248 г.]

Когда был возведен замок Христбург, безумцы эти, новообращенные и Святополк, встревожились и все, как одни, стали думать, как его разрушить и уничтожить, прикидывая разные способы нападения. Наконец они сговорились вместе осадить замок Христбург и не снимать осады до тех пор, пока не сровняют его с землей. Итак, прутены собрали огромное войско и выслали вперед многих оруженосцев для охраны повозок и четырехколесных телег, везущих провизию и оружие. На этих посланных вперед напали братья и в схватке всех убили, а телеги и повозки увели в свой замок. Узнав об этом, разгневанные прутены воротились восвояси. Но Святополк с войском своим пошел на замок Сантирий 47 и там встал лагерем и выслал вперед многих воинов и оруженосцев, чтобы они хорошенько разведали, можно ли осадить замок Христбург. На этих воинов также напали братья из Христбурга, и когда многие из них были убиты, прочие с громким криком бежали в войско господина своего Святополка. Это войско померан так было напугано этим, что все они обратились в бегство. Увидев это, братья погнались за ними и одних убили, других взяли в плен, остальные утонули в Висле, а князь с горсточкой людей едва спасся на судах. И вот Святополк, потерпев поражение, ибо вся сила его войска была подорвана, отныне успокоился.

  • Потребител
Публикувано

70. О ПОКОРЕНИИ САМБИТОВ

[1254 г.]

Когда вышеупомянутые язычники вернулись к единству серы, то оставались все еще самбиты, для покорения которых Христос в год от воплощения своего 1254 послал Отакара, короля Богемии 48 , мужа, как преданного богу, так и закаленного в сражениях, Оттона маркграфа Бранденбургского, бывшего маршалом в этом паломничестве, герцога Австрии, маркграфа Моравии, Генриха епископа кульмского, Ансельма епископа вармийского и епископа оломоуцкого с великим множеством паломников, а из Саксонии, Тюрингии, Мейсена, Австрии, Рейнской области и других частей Алемании — баронов, воинов и знать, чьи души воспламенились жаждой мщения за поругание распятого господа. Таково было множество этого войска, что насчитывало оно более 60 тысяч воинов; о числе телег и повозок с оружием и провизией я не слышал.

Итак, это войско пришло зимой в Эльбинг 49 [...] король Богемии повел войско свое до самого замка Балги, где, как устроили братья, он встретил одного старика по имени Гедуне, отца Виссегауда из Меденова, из рода тех, кто называется Кандейм, досконально знавшего всю силу воинов из Самбии. Когда король спросил у него при появлении первой небольшой части войска, можно ли воевать со столькими воинами, он ответил, что нет. Затем войско стало вдвое больше, увидев которое, он ответил, как и прежде; далее войско увеличилось втрое, но и этого еще было ему недостаточно; наконец подоспела вся остальная часть войска, которое покрыло лед, как саранча покрывает землю, и когда король спросил, можно ли воевать в земле Самбии с таким войском, он ответил: "Достаточно. Иди, куда тебе угодно, и ты добьешься, чего пожелаешь". После этого король дал ему знаки свои, чтобы он укрепил их на своих владениях и домах своих подданных и чтобы при виде королевских знаков никто не причинил бы ему вреда. А он слишком мешкал, не зная, как стремительны тевтонцы в войне, вот почему, когда он воротился восвояси, то обнаружил, что его дом и дома его [людей] сожжены. Челядь его и его люди и брат его по имени Рингел и все единокровные убиты.

Итак, король вошел в Самбию с войском своим близ волости, называемой Меденов, и, спалив все, что могло быть взято огнем, и захватив в плен и убив многих людей, там же заночевал. На следующий день он пришел в волость Рудовию и там мощным ударом взял замок, и такое было содеяно там избиение народа самбитского, что нобили предложили королю заложников, прося, чтобы он оказал им честь милостиво принять их и не уничтожил весь народ. После этого он пришел в волости Кведенов, Вальдов, Кайм и Тапиов, и, чтобы он не учинил им такое же побоище, как и другим, все они отдали сыновей своих в заложники, обязуясь под страхом [70] смертной казни смиренно повиноваться требованиям веры и братьям. Когда все это было должным образом совершено, король передал вышеупомянутых заложников братьям и прошел до горы, на которой ныне стоит замок Кунигсберг 50 , задумав с братьями воздвигнуть там замок для защиты веры [и] оставив им чудесные королевские дары как помощь для сооружения его. Когда же труд паломничества его был совершен, король вернулся в королевство, не понеся больших потерь.

  • Потребител
Публикувано

75. О ЗАХВАТЕ ДРУГИХ ЗАМКОВ И ПОКОРЕНИИ ЗЕМЛИ ВОХЕНСТОРФ 51

На будущий год (1256. — В. М. ) тот комтур Кунигсберга 52 снова собрал сильное войско и выступил на упомянутую землю Вохенсторф, и оми встали лагерем для осады замка Охтолиты 53 и, вышеупомянутым способом 54 взяв его, захватив там и на прилежащих землях в плен и убив многих людей, сожгли его дотла.

76. О РАЗОРЕНИИ ОДНОЙ ЧАСТИ НАТАНГИИ

[1256 г.]

Из этих мужей из Вохенсторфа и прочих, оказавшихся в распоряжении этого комтура, он собрал войско и напал на один рубеж земли Натангии, который не желал признавать наконец установленный с остальными мир, и разорил его огнем и мечом. Вождя упомянутого рубежа по имени Годукке с двумя сыновьями и многими другими людьми он убил, жену его и всю челядь с женщинами и детьми и прочей добычей увел.

171. О ПОКОРЕНИИ ПОГЕЗАН И О ВЕЛИЧАЙШЕМ ИЗБИЕНИИ ИХ И О МИРЕ, ВОЗВРАЩЕННОМ ХРИСТИАНАМ

[1273 г.]

Итак, магистр и братья, встревоженные таким скорбным событием 65 , собрали всю силу войска своего, чтобы отомстить за поругание убиенных, и, войдя в землю Погезании, опустошая ее огнем и мечом от края и до края, убили мужчин, а женщин и детей, взятых в плен, увели с собой. Кроме того, они захватили и замок Хельсберг, бывший тогда в руках погезан, всех взяв в плен или убив, и с тех пор земля Прусская упокоилась в мире.

175. О ВОЙНЕ С НАДРОВИТАМИ И КРЕЩЕНИИ МНОГИХ ИЗ ЭТОЙ ЗЕМЛИ

[1274 г.]

В год от рождества господня 1274, когда погезаны, вармийцы, натанги, барты и самбиты вернулись к единой святой матери церкви и дали, как водится, заложников, чтобы впредь не предпринимать ничего противозаконного, но смиренно подчиниться вере и власти братьев, магистр и братья, радеющие о расширении пределов христианских, вооружились против племени надровитов. Ведь после того, как Тирско, отец Маудело, возглавлявший замок в Вилове 66 , [...] со всеми примкнувшими к нему подчинился вере и братьям, многие властительные и знатные люди из Надровии пришли постепенно к братьям со всей челядью своей и, возродившись в источнике крещения, оставив идолов, служили живому богу Иисусу Христу.

  • Потребител
Публикувано (edited)

176. О ВЗЯТИИ ДВУХ ЗАМКОВ ЗЕМЛИ НАДРОВИИ В ВОЛОСТИ РЕТОВЫ

[1274 г.]

Брат Конрад из Тирберга 67 . магистр, учитывая благоразумие и верность этих надровитов и то, что из-за их ухода земля Надровии потеряла значительные силы, послал брата Теодорика, фогта земли Самбийской 68 , и войско с ними в упомянутую землю Надровии. Они, войдя, разорили волость Ретовы огнем и мечом и, пройдя дальше, к двум замкам упомянутой волости, после долгого сражения, разгоревшегося [72] между ними, наконец, с божьей помощью взяли их оба и, убив и взяв в плен многих людей, замки вместе с предместьями предали огню; и они захватили столько добычи из коней, скота и прочего добра, что едва могли все увести.

177. О ВЗЯТИИ ЗАМКА ОТОЛИХИИ 69

[1274 г.]

Вскоре после тот же брат Теодорик, фогт, по повелению магистра, вместе со многими братьями и 150 всадниками, со многими пехотинцами, идущими на судах, прибыл в волость Надровии, называемую Каттов, и, расставив, где надо, лучников и приставив к стенам лестницы, они приступили к штурму замка Отолихии. Но поскольку обитатели замка слышали, что братья раньше столь мощным натиском взяли два других замка, то в отчаянии и страхе они не могли долго оказывать сопротивление, но после недолгого штурма, в котором многие из замка были смертельно ранены, а прочие пали, братья стремительно вторглись в замок и, убив мужчин и взяв в плен женщин и детей, сожгли его дотла.

178. О ВЗЯТИИ ЗАМКА КАМЕНИСВИКЕ 70

[1274 г.]

Затем магистр с большим войском прошел по земле Надровии с огнем и мечом и, придя к замку Каменисвике, стоящему на реке Арсе, разместив, как полагается, все необходимое для штурма, он пошел на замок, и с обеих сторон многие были ранены, а так как в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов, наконец, после долгого и очень тяжелого сражения братья стремительно ворвались и, убив всех вышеупомянутых мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, самый замок целиком сожгли.

Редактирано от Геннадий Воля
  • Потребител
Публикувано

182. О ВЗЯТИИ ЗАМКА РАГАНИТА 71

Брат Теодорик, фогт самбийский, по повелению магистра ведя с собой многих братьев и тысячу мужей, все ведающих в штурме укреплений, пришел на судах в землю скаловитов, расположенную по обоим берегам Мемелы, и, внезапно подступив к замку, находившемуся тогда в том месте, где ныне находится замок Раганита, начал его штурмовать. Некоторые силились взобраться по приставленным к стенам лестницам. Но когда скаловиты пытались выступить в свою очередь, то лучники братьев дождем стрел отбили их. Итак, когда они стремительно ворвались, одни — через стены, другие — через ворота замка, все то множество язычников, которых в замке было больше, чем людей в войске братьев, они предали мечу, а женщин и детей с огромной прочей добычей увели с собой. После этого они сожгли замок и его предместье и прочие строения, находившиеся поблизости.

184. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА ЛАБЕГОВ 72

Когда же это дошло до слуха скаловитов, страх насквозь пронизал их, и собравшиеся старейшины народа все вместе решили, как им отомстить за себя. И они по общему согласию послали 400 лучших в сражении мужей, которые, придя на судах к замку братьев Лабегов, внезапно на рассвете, когда люди еще покоились на ложах своих, взяли его, убив в нем всех до одного представителей мужского пола, но пощадив женщин и детей, которых они с огромной добычей увели с собой, спалив сначала замок. [73]

205. О НАПАДЕНИИ НА ЗЕМЛЮ СУДОВИИ И О ВЗЯТИИ В ПЛЕН И ГИБЕЛИ МНОГИХ СУДОВИТОВ

[1280 г.]

В то время, как это войско язычников было в земле Самбии 73 , брат Ульрих Баувар, комтур из Тапиова 74 , с 12 братьями и 250 всадниками вошел в Судовию и, помимо прочего ущерба, нанесенного ей огнем и мечом, он взял в плен и убил 150 человек, взял в плен жен нобилей, чад и домочадцев, так что суд овиты здесь потеряли больше, чем приобрели в Самбии.

  • Потребител
Публикувано

211. ОБ ОБРАЩЕНИИ СКУМАНДА, ВОЖДЯ СУДОВИТОВ, В ХРИСТИАНСТВО

[1280 г.]

Этот Скуманд был могущественным и богатым человеком в волости Судовии, называемой Красима, и так как он не мог сопротивляться постоянным нападениям братьев, то со всей челядью и друзьями ушел из земли своей на Русь. Прожив в ней некоторое время, истомившись в изгнании, он вернулся на свою родину. Узнав об этом, братья снова пошли на него войной, столько раз тревожа его, что он, наконец, со всеми чадами и домочадцами подчинился вере и братьям.

217. О ВЗЯТИИ ЗАМКА КИМЕНОВИИ 75 И ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО 1600 СУДОВИТОВ

[1283 г.]

В это же время этот брат Конрад, магистр, радеющий о вверенном ему деле, провел много бессонных ночей, думая, как наставить врагов веры судовитов на путь истины. Вот почему, когда он, собрав для осуществления этого великое множество братьев и прочих воинов, был на пути в Судовию, ему встретился брат Людвиг из Либенцелы, ведший с собой Кантегерда, который держал его в плену, и тысячу шестьсот людей обоего пола из Судовии, которых он, будучи в плену, обратил в веру Христа. Увидев их, магистр возрадовался и повелел им следовать в Самбийскую землю. После этого на следующий день магистр с войском своим вошел в волость Судовии, называемую Кименов 76 , и замок с этим же названием так мощно штурмовал, что жители замка, наконец, при условии, что он сохранит им жизнь и имущество, сдались ему, обещая принять веру Христа. Посему, дав им проводника, он повелел им без промедления следовать в пределы Самбии. Но на следующий день, когда, разорив вышеупомянутую волость Кименовии, братья с войском своим уходили, стало известно, что упомянутые жители замка Кименовии, убив проводника своего, другой дорогой отправились в землю Литвы.

(пер. В. И. Матузовой)
Текст воспроизведен по изданию: "Хроника земли Прусской" Петра из Дусбурга // Вопросы истории, № 7. 1986

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Dusburg_2/frametext.htm

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
/* Revenue-Ads-Footer */ /* За дарение */
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.