Отиди на
Форум "Наука"

Етнография на кавказките етноси


Recommended Posts

  • Потребител

Доколкото ми е известно кабардинците, черкезите и адигите имат общо национално самосъзнание. Мисля, че съветската власт нарочно ги е разделила в различни АО-та и АССР-и. Същото се отнася май и за карачаево-балкарците.

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Една чеченска легенда

В много чеченски източници съществува идеята за преселение на чеченците от Предна Азия.Етнографът С.М.Хасиев е открил в генеалогическите легенди следната история.

\\\"После сорока поколений от Ноя (Nоhа раihатаr), прямыми потомками которого мы являемся, в стране Шема (Shетаh) в царстве Пилкъар правили два брата. В то время было принято, чтобы каждый, кто вырастил троих сыновей, одного отдавал князьям, которые отправляли их на девять лет на берега большой реки Рахь в местности Хана Ана оберегать свои рубежи (именно оттуда ожидалась беда).

В те далекие времена отношения между мужчинами и женщинами не были слишком строги. К молодым воинам, охранявшим рубежи, раз в год на некоторое время отправлялись женщины, чтобы поддержать и укрепить их дух. Это считалось необходимым.

Однажды, когда девушки гостили у \\\"пограничников\\\", многочисленное войско врагов сумело переправиться на берег, но воины стойко сражались, и недругам не удалось их одолеть. Одной из молодых женщин приглянулся парень из вражеского стана, и она тайно имела с ним связь. Она указала врагам, как победить ее родственников (мотив, часто встречающийся в чеченском фольклоре). К несчастью, в свое время она разродилась мальчиком, который унаследовал от матери коварство. Лицом он походил на родственников по матери, а все остальное унаследовал от отца. Возмужав, он завоевал царство Пилкьар, убил старшего из правивших братьев, а дочь его заставил жить с собой, (младший брат успел скрыться). Он стал править по своим диким законам, не отличая истину от лжи, добра от зла. Оставшийся в живых младший брат решил принять предложение части своих бывших противников, бежавших от завоевателя и возвращавшихся к реке Рахь, царствовать над ними, подчинившись року. В честь прародины этой семьи правитель получил имя Пир″а.

Сыновья старшего брата долго скитались, ожидая удобного случая отомстить за жестокую смерть отца, что они и сделали со временем. Воспоминания о случившемся сильно удручали их, и видели они, как сильно изменились нравы людей (по одной из версий, их сестра родила завоевателю семерых сыновей, которые к моменту совершения кровной мести уже правили страной; ни мстить племянникам, ни воздействовать словом на уже сложившихся мужчин они не могли). По этой или по другой причине благовоспитанные братья со своими потомками и сторонниками решили удалиться в местность Забба. Оттуда наши предки переселились к Зорхи, после — в Басха, затем — в Нахар (всего восемь раз)\\\".

Правят впечатление различните наименования Шем - Сирия,местност Забба може да се свърже с притока на река Тигър Заб

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Barrages_irakiens_%28cropped%29.png

Тъй като в легендата се говори че преселниците,когато стигнали брега на Черно море ,се движели през Кавказ от Черно море на изток,под името Басха може да се предположи,че се крие Баксанската долина.Интересно е ,че такъв връх Нахар съществува.

http://wkavkaz.narod.ru/book/wkavkaz/risunok98.jpg

Също интересно е названието Пир .В Кавказ се срещат много и различни топоними с такова и подобно название.

Ахмад Сулейманов в книгата си Топонимия Чечни споменава,че чеченците имат божество наричано Сиел-ПирӀ ,което той свързва със славянския Перун.

Ето какво пише той:

"В топонимах с основой Сиел заключейо имя бога языческого периода. Однако в довольно популярных нартских сказаниях из мифологии чеченцев покровителя загробного мира и небесных явлений зовут Сиела-ПирӀа, под которым вайнахи всегда подразумевали славянского Перуна."

Според Р.Бабаев в книгата му ДРЕВНИЕ ЛЕЗГИНЫ.ИСТОРИЯ. ТОПОНИМИЯ. ПЛЕМЕНА. ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ.лезгините наричат Пир могила на светец,екстрасенс или място ,където се излъчва светлина.Освен това в лезгинския език суфикса -ин,-ун указва принадлежност тоест Пирин означава" на Пир".Ето цитат от книгата му:

"Из сада ЧIуру хур можно спуститься обратно в речку «Ларан вацI» на месте ее слияния с другой речкой – Пирин вацI – «речка Пира» или «Пирская речка». Пир у лезгин – могила святого, где захоронен человек, прославившийся своими благими делами в отношении своего народа, или имевший способности экстрасенса, использовавший их на благие дела, или могила, откуда просочился свет в результате химической реакции фосфорных веществ. Люди считали это божьим знаком, на святость хозяина данной могилы. Так, после слияния двух вышеназванных речек она получила название Пирин вацI. На другой стороне речки возле расходящихся двух дорог находится родник Пирин булах – «Пира родник» или «родник Пира». Одна дорога налево через поле Прар (Пирер) мимо поля Къуса идет на село Ичехур. А другая идет прямо на село ТIи hир. Вся эта местность связана со словом: Пирин вац, Пирин буллах, Пирин рук и поле Прар (Пирер), Пирин рук «Пира лес» - «пирский лес». «Лес Пира» - это реликтовый лес со многовековыми деревьями, каждое из которых сельчане как и весь лес считают священными: там не рубят деревья, не заготавливают дрова, не пасут скот. Почти везде, где населяли древние лезгинские племена, имеются «священные рощи». Пирин рук, безусловно. Одно из них."

Източник:

Чеченцы: этнический портрет

http://www.chechen.org/34-etnicheskiy-portret-chechenza.html

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Ендирей /Эндирей Эндрей, Эндери / е официалното име от 1990г на сел.Андрейаул и се счита първото голямо кумикско селище в Терско-Сулакското междуречие.В 1980г е намерен текст в два списъка «Тарихи Эндирей». В него Ендирей е наречен Балх :

Главным городом 3 (тахшахар) кумуков было нынешнее селение, которое называется Эндирей; а в древности (Букв.: «в то время») он назывался Балх 4. В других местах 5 не было ни одного населенного пункта. Реки [в те времена] не текли по нынешним их руслам, а разливались по степям, превращаясь в озера и камышовые заросли.

Г.М.Оразаев посочва различни етимологии на Ендирей: от името на един от кумикските князе ,вероятно собственик на земята - Эндери,от името на управителя на древния Балх - Эндир или Эндирей ,упоменат в Дербент-наме:Правитель Балха стал известен как Эндирей. ,

от кумикското индыр/инныр- гумно и др.Изказва се съображение,че е възможно Балх и хазарския град Беленджер да са тъждествени :

Казембек читал в тексте сочинения ат-Табари — Bulkher/Bulker или Balkh/Belkh. Он полагал, что название Belenjer появилось вследствие небрежности переписчиков и из-за непонимания, в которое впали географы IX в. (Derbend-Nameh, с.480-482, 616; Гаркави. Баланджар, с.271; Артамонов. История, с. 184).

...

В одном из арабоязычных источников XII в. упоминается «Балх Лакза, находящийся в чаще лесов» (Масуд ибн Намдар. Сборник, л. 1396; Минорский. История, с.113-114). Возможно, это сообщение свидетельствует о существовании другого, южнодагестанского Балха в конце XI — начале XII в. Отождествлять «Балх Лакза», упоминаемый у Масуда ибн Намдара, с Балхом-Эндиреем нашего источника нет достаточных оснований. Ибо раннесредневековый Лакз, известный по арабским источникам, занимал, по мнению многих исследователей, лишь территорию южной части Дагестана и северо-восточной оконечности Азербайджана, присамурские районы (см.: Рамазанов, Шихсаидов. Очерки истории, с.26, 49; Шихсаидов. Вопросы, с.65-81; История Дагестана, т.1, с.124, 186), в то время как наш Балх-Эндирей локализуется на севере — в Терско-Сулакском междуречье. Тем не менее упоминание Масудом ибн Намдаром некоего лакзского Балха представляет интерес для исторической географии края, если учесть, что этот автор был весьма хорошо осведомлен в политико-административном устройстве южной части Дагестана того времени. Сведений же из других, независимых источников, подтверждающих существование Балха в Южном Дагестане, у нас нет.

...

Согласно утверждению А. Бакиханова, Балх также существовал еще во времена Ануширвана, т.е. в VI в.: до появления арабов в Дагестане на правом берегу Сулака располагался город Балх, «крепость коего была к северу на противоположном берегу, с некоторыми другими крепостями, расположенными до владения Гамри. Нуширван поставил в них гарнизоны, из племени тумана (ср. с этнонимом «тюмен» в коммент.1. — Г.О.), им же там водворенного, и из среды их избрал правителя, по имени Туман-шаха» (Бакиханов. Гюлистан-Ирам, с.34. Точка зрения А.Бакиханова основана на материалах «Дербенд-наме»).

...

Д.М. Атаев писал о раннесредневековом булгарском городе Эндирее, располагавшемся, по его мнению, в 2 км к северо-западу от современного Эндирея. Это так называемое Андрейаульское городище, в котором М.Г. Магомедов склонен, однако, видеть древний хазарский город Вабандар (см.: Атаев, Магомедов. Андрейаульское городище, с. 138; Магомедов. Образование, с. 149).

Древний город Балх упоминается также в старинном кумыкском «Сказании о битве при Анжи» («Анжи-наме») в связи с событиями в период арабских нашествий на Хазарию и завоевания арабами хазарского города Анджи, VII-VIII вв. (см.: Хрестоматия по кумыкской литературе, с.29; Алиев. Путешествие, с. 103).

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/VI/Dag_chron/Tarichi_Endirei/text.htm

Ето какво пише А. А. Бестужев-Марлински:

"Воспоминания о героическом прошлом были единственным искусством народа, его поэзией, его духовным лекарством, кодексом его мужества и его надеждой" [21, с. 185]. Героизм и отвагу народ запечатлел в своих сказаниях, песнях и преданиях. Аварская героическая легенда "Хочбар", лакское народное сказание "Парту Патима", аварская народная поэма "Сражение с Надыр-шахом", лакская песня "Давди из аула Балхар", аварское предание "Песня об Али-молодце", даргинские песни об удальцах, лезгинское сказание о Шарвили, кумыкские песни о героях - образцы культуры горской цивилизации"

Тук има текст на лакска народна песен Балхарский Давди

Link to comment
Share on other sites

  • Глобален Модератор

Казембек читал в тексте сочинения ат-Табари — Bulkher/Bulker или Balkh/Belkh. Он полагал, что название Belenjer появилось вследствие небрежности переписчиков и из-за непонимания, в которое впали географы IX в. (Derbend-Nameh, с.480-482, 616; Гаркави. Баланджар, с.271; Артамонов. История, с. 184).

...

Едва ли е грешка на преписвач, защото Ибн Фадлан съобщава за група от 5000 души във Волжка България, носеща името/прякора/прозвището "ал-баранджар".

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Едва ли е грешка на преписвач, защото Ибн Фадлан съобщава за група от 5000 души във Волжка България, носеща името/прякора/прозвището "ал-баранджар".

Сложих ги тези цитати само за да посоча ,че съществуват спорове около тоя град Балх/Булк и заради различните изписвания.И тука някой си Атеев "писал о раннесредневековом булгарском городе Эндирее, располагавшемся, по его мнению, в 2 км к северо-западу от современного Эндирея." Би било интересно да се прочетат по-подробно доводите за това.Така или иначе имало е град Балх в Дагестан - един или два .Щом има и народна лакска песен...

Link to comment
Share on other sites

  • Глобален Модератор

Така или иначе имало е град Балх в Дагестан - един или два .

Не 1, не 2, а 3 града е имало в днешен Дагестан.

1. Единият Балх е бил известен и като Билхар и Вабандар (вероятно неправилен запис на Ванандар) и отговаря на градището Верхний Чирюрт.

2. Вторият е бил по-южно от първия и освен като Балх е бил известен още и като Булкар, Баланджар и Варачан.

3. Третият Балх отговаря на днешното селише Балхар, известно някога и като "Балх в Лакз". Намира се на север от Кумух.

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Аз едва повярвах за два - ти написа три :unsure:

1. Единият Балх е бил известен и като Билхар и Вабандар (вероятно неправилен запис на Ванандар) и отговаря на градището Верхний Чирюрт.

А нещо повече ? Аз намерих това

Верхнечирюртовские церкви. Самыми ранними типами церковных зданий, известных на территории современной Аварии были христианские храмы, обнаруженные на Верхнечирюртовском городище (в 3 км от современного с. Верхний Чирюрт), сопоставляемого исследователем М.Г Магомедовым с древней столицей Хазарии — Беленджером.

http://krotov.info/history/10/3/avar_03.htm

Вече съвсем се обърках - кой е Балх, кой Баланджар :read:

Един поне е сигурен - лакския Балхар от т.3

Редактирано от Пандора
Link to comment
Share on other sites

  • Глобален Модератор

Аз едва повярвах за два - ти написа три :unsure:

А нещо повече ? Аз намерих това

http://krotov.info/h...0/3/avar_03.htm

Вече съвсем се обърках - кой е Балх, кой Баланджар :read:

Един поне е сигурен - лакския Балхар от т.3

Това, което ти написах, са изводи, направени на базата на четене на различни източници и изследвания. Дълга и широка е сега да седна да пиша голям пост, ще ти посоча повечето от литературата, сигурно я познаваш.

1. Артамонов, Михаил. История хазар. Л., 1962

2. Ашурбейли, Сара. Государство Ширваншахов (VІ–ХVІ вв.). Баку, 1983

3. Дербент-наме (Румянцевский список). – Шихсаидов, А.Р.; Айтберов, Т.М.; Оразаев, Г.М–Р.Дагестанские исторические сочинения. М., 1993

4. Тарихи Эндирей. – Шихсаидов, А.Р.; Айтберов, Т.М.; Оразаев, Г.М–Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993

5. История Ирхана. – Шихсаидов, А.Р.; Айтберов, Т.М.; Оразаев, Г.М–Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993

6. История Каракайтага. – Шихсаидов, А.Р.; Айтберов, Т.М.; Оразаев, Г.М–Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993

7. Ахмеров,Гайнетдин. История на Волжка България (Булгар тарихъ). С., 2002

8. Заходер,Борис. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том 1. М., 1962

9. Новоселцев, Анатолий. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990

10. Федоров, Яков; Федоров, Гаджи. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978

11. Harmatta,J. Chionitae, Euseni, Gelani. – From Alexander the Great to Kül Tegin. Budapest,1990

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

То кой знае колко всъщност има.

Аз отначало само този в Афганистан заех, и като търсих по картата се изумих колко подобни градове има както и Букхара в Узбекистан. И колко градове с буквата Б има само в Афганистан.

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Aspandiat,благодаря за литературата ,ще се опитам да я прегледам :117:

miroki, може би са толкова много,защото основата на имената стои думата balyq/baliq/balig - град,крепост :post-20645-1121105496:

П.П. Никой не ще да коментира чеченската легенда за Пилкъар и Пир :(:bigwink:

Редактирано от Пандора
Link to comment
Share on other sites

  • 3 седмици по-късно...
  • Потребител

Дагестански килими

В традиционното килимарство в Дагестан се срещат най-различни мотиви и изображения на растения,животни,човек,геометрически фигури.Изобразяването на хора и животни е свързано с древни култове и обряди и имало магически смисъл.Много от елементите имат конкретни названия яру бубу – маково цвете,гъед-звезда,гъил-ръка,кацин пац – кокоши следи, кIирер – вилообразни,хаш – кръст.Интересни са също и гладките килими наричани на лезгински – сумахи,а също и гам в мн.ч. - гамар,на аварски – давагини,на кумикски – думи,табасарански и лакски - паласи.Различните елементи при тях също имат свои имена – куълегар – замък,чапрасар – наклони, кIирер – куки , кIекер – петлета, цIапур - лапа.Моделите в широките полета се състоят от големи медальони с трапецовидна форма включващи различни геометрични елементи- триъгълник,кръст,ромб.

Аварски давагин

13%20%202.JPG

Кумикски дум

15%20.JPG

Друг вид гладки килими са чергите.

Чергите могат да се изготвят от коноп,памук,вълна и се използват за постилане на пода или при сушене на зърно и царевица.Тези черги се състояли от ритмично редуване на цветни полета с различна ширина,разположени хоризонтално или вертикално.Балхарските черги например са известни с вертикално разположение на полетата.Тези черги също имат национални названия : лезгинско – рух,табасаранско – бархал,аварско – турут,даргинско – чIанкIа ,кумикско – тюз.

Освен този вид черги има и такива с редуване на полета запълнени с различни орнаменти наричани хайма – на лезгински,кюмес – на табасарански,килим – на лакски,джугъарай – на кумикски.Много от елементите на чергите имат също свои наименования:ильме – поле,къарлыгач – лястовица,канзилер – стъпки,ятгъан – стълба.

Палас

DSC04089.JPG

Ногайските килими кийиз се различават с използването на различна техника за декориране – нанасяне на орнамент чрез цветен шнур и пристягане,при което се получава контурно изображение.

Ногайски кийиз

18%20.JPG

Аварски килими чибта

chibta.jpg

17%20.JPG

И един дагестански,който не знам точно от кой район е

chudovishe.jpg

http://www.government-rd.ru/info/ruchnoe_kovrodelie

http://www.dag-carpets.ru/hand.php?lg=ru&do=napless'>http://www.dag-carpets.ru/hand.php?lg=ru&do=napless

http://www.dag-carpets.ru/hand.php?lg=ru

Link to comment
Share on other sites

  • Глобален Модератор

Обърни внимание в спецификата на орнамента. Ногайците, които са тюрки non plus ultra и които през ХІХ век пътешествениците наричат направо "татари", имат орнаменти, сходни к с тези на монголите, част от казахите и тюркмените. Докато аварските и дагестанските общо имат много допирни точки с чергите и килимите южно от Кавказ, но и с нашенските.

miroki, може би са толкова много,защото основата на имената стои думата balyq/baliq/balig - град,крепост :post-20645-1121105496:

Тюркоманияците имат една весела етимология (на Х.Вамбери, ако не се лъжа), че името на средноазиатския Балх идело именно от balyq/baliq/balig - "град, крепост". Проблемът е първо, че думата не е общотюркска, а по-скоро уйгурска и второ - тюркоманияците така и не могат да обяснят какви са тия тюрки в стария Тохаристан/Бактрия през ІІ век сл.Хр., дали името на Бахл, известен от кушански монети от това време с името Бахло.tooth.gif

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Обърни внимание в спецификата на орнамента. Ногайците, които са тюрки non plus ultra и които през ХІХ век пътешествениците наричат направо "татари", имат орнаменти, сходни к с тези на монголите, част от казахите и тюркмените. Докато аварските и дагестанските общо имат много допирни точки с чергите и килимите южно от Кавказ, но и с нашенските.

Първо татари биват наричани много народи,монголоиди,немонголоиди и даже просто мюсюлмани.Ако добре разгледаш генетическите изследвания ,ще видиш,че карачаево-балкарците нямат нищо общо с ногайците тук.Само не ми казвай,че като видели ногайците 14в мигом забравили иранския и преминали на съвършено друг език. Може да съществува монголско културно влияние върху тюрките,както и иранско влияние върху кавказците .Освен това ти сам писа някъде,че тези геометрични елементи не са характерни само за един определен район.Не виждам нищо чудно в това да приличат на нашите,освен това аврците не са чисти иранци - един бог знае кое - чие е .Иранците също са резултат от разнообразен етногенезис .А последната картинка - на какво ти прилича ?

Редактирано от Пандора
Link to comment
Share on other sites

  • Глобален Модератор

А последната картинка - на какво ти прилича ?

Последната картинка като стилизация на основния мотив ми прилича много на перуанска черга.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 седмици по-късно...
  • Потребител

За керамичното изкуство в Дагестан.

Основни центрове на грънчарското производство в Дагестан се считат Балхар,Сулев-кент,Джули,Испик.

В епохата на средновековието 4-5 в в Дагестан се появява грънчарското колело.Образуват се центровете на керамичното изкуство,някои от които съхраняват архаичните особености на производството.Дагестанската керамика се подразделя на поливна и неполивна.Неполивната керамика е с по-ранен произход и нейни центрове се явяват лакското селище Балхар,табасаранското Джули,лезгинското Кахуль, и кумикското Эндери.

Изготвянето на съдове без грънчарско колело и с изпичане на огън ,традиционно се предпочитало в Кавказ.До средата на 20в по такъв начин се изготвяли съдовете в селището Кахуль.В глинената маса за устойчивост прибавяли дребни камъчета.Керамиката била примитивна,съдовете са с неправилна форма,а нарисуваните елементи напомнят древни скални рисунки.В 50-те години населението било преселено от планината в равнинната част и занаятът прекратил своето съществуване.

Друг център на керамичното изкуство е табасаранското село Джули.Съдовете се изготвяли за местно потребление – съдове за вода,маслобойки,чашки,купи.Керамиката има класически форми,наподобяващи амфори,а украсата е от вълнисти линии и концетрически кръгове,s – образни елементи.Орнамента се нанася чрез бяло или червено покритие /ангоб/,не с четка ,а с къс вълна.Изпичането извършвали на дърва и изделията придобиват розова кора,а сивите се считали за брак.В Джули с керамично изкуство се занимавали мъжете,но занаятът тук също изчезнал.

Най-самобитно и трайно се съхранили традициите на древното изкуство в Балхар.Още в началото на нашата ера там съществувало керамично производство.Изготвянето на глинени съдове ,започвайки от добиването на глина и свършвайки с изпичането на съдовете в Балхар се извършва само от жени.Техните съдове се отличават с изумителна орнаментална графика свързана с формата на съда.Балхарските съдове са с тънки стени и най-качествени в Кавказ.Основният рисунък се разполага на горната половина на съда,подчертавайки изпъкналата форма.Някои майсторки предпочитат геометричните фигури,строги и лаконични елементи,соларни знаци,,ромбове,но други предпочитат растителния орнамент .В Балхар е строго забранено участието на мъже в керамичното производство,вероятно произлизащо от матриархално време.Забранено било на мъжете дори да се докосват до грънчарското колело.Който нарушал това правило трябвало да угости шест човека от съответния дом,вероятно като жертвоприношение.Балхарското грънчарско колело се нарича жюлла.В Балхар се съхранил и друг древен ритуал – да се украсява пещта за изпичане чара с овнешки или кравешки череп с рога,за да е благополучно изпичането.По време на изпичането,което трае три денонощия се устройва ритуално пиршество с печени на жар овнешки глави.Считало се ,че пещта никога не трябва да е празна и затова след изпичането оставяли няколко бракувани съда.До средата на 20в съществували около 30 форми на балхарска керамика,много от тях изгубени .Съхранили се съд за вода - урша,кана-водолей – куннари,маслобойка – кучча.

Балхарска пещ - чара

DiTD085.jpg

Глинени играчки от Балхар

DiTD087.jpg

Съд за съхраняване на зърно или брашно

a9f7129b18e2.jpg

Кучча

balhar%2010.JPG

Куннари

balhar%209.JPG

www.liveinternet.ru

http://www.a-u-l.narod.ru/Markovin-V-I_Dorogami_i_tropami_Dagestana_pict.html

darovanie.ru

http://www.government-rd.ru/info/goncharnoe_iskusctvo_balhara

http://www.lakia.net/lak/resurce/crafts/ceramics.html

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Пробвам се отвреме на време да събирам кавказки имена,но е много трудно ,защото днес се употребяват предимно мюсюлмански и християнски.

Тук ще запиша някои.

Аварски имена

В този сайт има много имена персийски,арабски,тюркски,чисто аварските имена предполагам са малко.

http://www.charoda.com/content/category/11/89/34/

"Арсен - грузинское имя, восходит к греческому, что означает "храбрец, молодец".

Арслан - тюркское имя, означает "лев"

Арслангерей - тюркское сложносоставное имя, состоит из "Арслан" -"лев" и Герей" - "сильный, могучий".

Алдан - имя восходит к скифскому "АДАН", что означает "стальной".

Алескер - см. Алиаскар.

Албори - тюркское имя, из сочетания алп-берю, означает "волк-вожак".

Атанас - грузинское имя, означает "бессмертный".

Атаман - тюркское имя, означает "главный, старший хан".

Атлу (Атлы) - тюркское имя, означает "всадник".

Агабича - тюркское женское имя, означает "жена господина".

Агабаджи - тюркское женское имя, состоит из "ага" и "баджи" - "сестра": старшая сестра.

Аймесей - тюркско-арабское имя, означает "лунная красавица".

Баганд - даргинское мужское имя, восходит к арабскому Мухаммад ("Магомед*).

Барцу - лакское имя от слова барц! - "волк", означает "волчонок".

Берди - тюркское имя, буквально переводится "(он) дал",переносное значение - "дар", "богоданный".

Бута - тюркское имя, в переводе означает "новорожденный верблюд".

Боранбийке - тюркское, имя, состоит из "боран" - "ураган", "бийке" - "госпожа".

Гарун - древнегреческое имя Арон, означает "горный".

Гитин - аварское имя, означает "маленький".

Гитинавас - аварское имя, означает "маленький мальчик".

Голохан - аварское имя, означает "юноша", "молодой человек",

Гудул - аварское имя, означает "друг, приятель".

Гулла - аварское имя, от персидского слова голуле, которое означает "пуля, снаряд, шарик, шарообразный предмет!

Гелин - тюрское имя, означает "невеста".

Дабагилав - аварское имя. означает "человек-занимающийся выделкой кожи".

Даглар - азербайджанское имя, буквально переводится "страна гор".

Дада - тюркское имя,- означает "отец", дед или прадед по

отцу".

Дадаш - тюркское имя, означает "брат".

Исакули - тюркское имя, означает "раб (пророка) Исы".

Искандар - от древнееврейского "Победитель-мужей".

Издег - горско-дагестанское имя, встречающееся почти во всех языках Дагестана, но в разных модификациях: Издек, Издаг, Издага, Изгад, Изадги, Изага и др. Считается, что оно содержит те же компоненты, что и термин дегиза/дигиза "мать-кормилица"; няня; но расположенные в обратном порядке.

Кантемир - тюркское имя, см. Хантемир.

Кара — тюркское имя, в переводе означает "черный". Имеет также переносное значение -. "могучий, сильный, великий".

Кичи - тюркское имя, в переводе означает "маленький"'.

Качар - одна из модификаций имени Чакар (см.).

Чакар - горско-дагестанский вариант имени Шекер, означает "сладостная"; буквально "сахар".

Чупан - тюркское имя, пёр. "пастух, гуртовщик".

Сиявуш - персидское имя, переводится "черный всадник".

Цахай -лакское имя, от слова цахуй "красивое имя".

Цевехан - аварское имя, означает "предводитель, вожак".

Мир - усеченная форма от Амир, компонент сложносоставных имен.

Меседу - аварское имя, означающее в переносном смысле "красавица, царевна", от слова месед "золото".

"

Чеченски имена

Мъжки

Ча — медведь

Чаборз — медведь и волк

Борз — волк

Лоьма (лом) — лев

Цхьогал — лиса

Нал — кабан

Пхьагал — заяц

Олхазар — птица

Куьйра — ястреб

Леча — сокол

Маккхал — коршун

Аьрзу — орёл

Хьоза — воробей

Атта, Бунча, Воккул, Гойтемир, Г1аьнт1амир, Донч1а, Йовка, Мика, Мойвка, Мата, Нака, Пхьармат, Ч1олла, Оздемир

Олхазар, Чана,Чопар

Увайс" - тоже арабское, уменьшительное от слова "Аус" ("Волк").

Малцаг - (Малсаг, Малсг) - это древнейшее нахское имя. Если кто помнит, Малцаг//Малсаг является персонажем нартского эпоса нахов, и означает "Солнце-человек" - мал - малх//саг. У данного имени есть и другой вариант произношения - Балсаг (Балцаг), так как в чеченском языке звуки м-б взаимо-заменяются

Г1ирма (на чеченском означает "Крым")

Къона - "мужчина, молодец, герой".

Идал,Тито,Хати,Гача

http://www.teptar.com/2007/04/12/page,1,1,chechen_ingush_male_names.html#comment

Женски

"Кхокха – голубь

Т1аус – павлин

Ч1ег1аг – сорока

Зезаг – цветок

Заза – цвет распускающегося дерева, соцветие

Зез – лиственница

Полла – бабочка

Ч1ег1ардиг – ласточка

Х1уттут – кукушка

Зарган, Ирса, Къамсат, Липа, Тани,Тоийта ,Тома,Тоурт, Танау,Тарка, Базука (жен.),Баяна (жен.)

"

http://www.teptar.com/2007/06/07/page,1,5,chechen_ingush_female_names.html

Редактирано от Пандора
Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Една статия за именната система на карачаево-балкарци

http://www.elbrusoid.org/content/poznat%60/p350851.shtml

и някои примери:

мъжки:Айыу ,Акай,Ако, Акъкъуш ,Алаугъан, Али,Амин ,Амирхан Ануар, Апай,Апон, Аскербий, Аслан, Асланали

Асланбек, Аслангерий ,Асланмырза

Асланукъ, Асхат, Атабий ,Атто Бийсолтан ,Билял, Бисо, Бияка,Болат ,Боташ ,Ботта, Бузжигит

Гачыу, Гилястан, Гирокъа, Гитче,Гитчеу, Гыкка ,Гюргъокъа,Дадаш ,Дадык ,Далхат ,Даниял

Даулет Дауут Долгалай Домалай

Донгай Донду Дударукъ Дурай,Ёрюзмек,Жашау, Жигит ,Жумакку, Жюнюс, Жюттю, Кажок, Кажу, Кайка, Какку

Каммо ,Каму ,Камук, Кану,Керман ,Кёккей, Кёккёз ,Кичибатыр,Кокка ,Кокай ,Кокаш, Копай,Курдан, Курча, Къади ,Къайсын

Лаука ,Локъман ,Лялиу,Магъан ,Мажир ,Мажит, Макар,Малик, Малкъар, Маркъарбий ,Малкъарук

Огъурлу ,Озарукъ ,Окъуб,Паго, Паша ,Пелиуан,Сабыр ,Саид ,Тана ,Танай,Тапай ,Татаркъан, Татау ,Татлиука,

Таулан, Таулу,Таусолтан, Тахир, Таци ,Тейрикъул

Чамма ,Чаукаш ,Чёпе ,Чёпелеу,Чиллиу, Чокка, Чолакъ ,Чомай,Чора, Чортай,Чотай ,Чоту,Чотча, Чукай ,Чыпай

женски:Алтын ,Алтынкъыз ,Алтынчач,Гогуш,Дарихан, Даута,Дауум, Дахий,Дугъум ,Дюге ,Дюгерхан,

Ижиу, Ишиу ,Илкер, Инжи,Инжилхан, Инжихан, Инзилхан,Кемисхан, Керимат, Кермахан, Кертикъыз,

Къаний ,Къанитат ,Къаралжан, Къарачач,Сония, Судам ,Сурат, Сырма,Сырмахан ,Сюидюм

Чакау ,Чаки, Чилле, Чыммакъ ,Чюллюй,

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Лезгини в програмата "Люди Мегаполиса" (ТВ Столица)

http://www.youtube.com/watch?v=1yBNluwI4k0&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=4bcVll9oIPI&feature=related

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Пандора, пускаш много интересни неща. Интересно какво ли означава пилкъар на чеченски... (думите, които започват с пи- в речника на Мациев са май чуждици: пийл "слон", пило "пилаф", пингвин...) Интересно, е че Лезгияр = лезгины, явно грузинското ери "народ" има и други съответствия... :biggrin:

ПП. Съмнявам се афганския Балх да бъде еднакъв с дагестанския Балх (ако дагестанският не е кръстен на афганския). Афганският Балх е видоизменена форма на Бахл (което се потвърждава от индийските източници, balhi, valhi, bahli), по-късен вариант на иранското Вахдрика (дало в гръцки baktria).

@miroki, Бухара се смята за видоизменен вариант на индийска дума за будистки манастир (vihāra- "(with Buddhists or jainas) a monastery or temple (originally a hall where the monks met or walked about; afterwards these halls were used as temples)" по Monier-Williams), която няма нищо общо с горните две.

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Интересно какво ли означава пилкъар на чеченски... (думите, които започват с пи- в речника на Мациев са май чуждици: пийл "слон", пило "пилаф", пингвин...)

Никъде,където съм чела за тази легенда не пише какво означава тази дума и не съм сигурна дали има чеченско значение или пък то е забравено.Може би просто "страна".Моите предположения са твърде непрофисионални,за съжаление.Чеченците свързват своя произход обикновено с хурито-урартски племена и с описаното преселение от Близкия Изток.

Link to comment
Share on other sites

  • Глобален Модератор

Чеченците свързват своя произход обикновено с хурито-урартски племена и с описаното преселение от Близкия Изток.

Чеченски учени ли твърдят това или чеченски легенди?

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

За керамичното изкуство в Дагестан.

Основни центрове на грънчарското производство в Дагестан се считат Балхар,Сулев-кент,Джули,Испик.

В епохата на средновековието 4-5 в в Дагестан се появява грънчарското колело.Образуват се центровете на керамичното изкуство,някои от които съхраняват архаичните особености на производството.Дагестанската керамика се подразделя на поливна и неполивна.Неполивната керамика е с по-ранен произход и нейни центрове се явяват лакското селище Балхар,табасаранското Джули,лезгинското Кахуль, и кумикското Эндери.

Изготвянето на съдове без грънчарско колело и с изпичане на огън ,традиционно се предпочитало в Кавказ.До средата на 20в по такъв начин се изготвяли съдовете в селището Кахуль.В глинената маса за устойчивост прибавяли дребни камъчета.Керамиката била примитивна,съдовете са с неправилна форма,а нарисуваните елементи напомнят древни скални рисунки.В 50-те години населението било преселено от планината в равнинната част и занаятът прекратил своето съществуване.

Друг център на керамичното изкуство е табасаранското село Джули.Съдовете се изготвяли за местно потребление – съдове за вода,маслобойки,чашки,купи.Керамиката има класически форми,наподобяващи амфори,а украсата е от вълнисти линии и концетрически кръгове,s – образни елементи.Орнамента се нанася чрез бяло или червено покритие /ангоб/,не с четка ,а с къс вълна.Изпичането извършвали на дърва и изделията придобиват розова кора,а сивите се считали за брак.В Джули с керамично изкуство се занимавали мъжете,но занаятът тук също изчезнал.

Най-самобитно и трайно се съхранили традициите на древното изкуство в Балхар.Още в началото на нашата ера там съществувало керамично производство.Изготвянето на глинени съдове ,започвайки от добиването на глина и свършвайки с изпичането на съдовете в Балхар се извършва само от жени.Техните съдове се отличават с изумителна орнаментална графика свързана с формата на съда.Балхарските съдове са с тънки стени и най-качествени в Кавказ.Основният рисунък се разполага на горната половина на съда,подчертавайки изпъкналата форма.Някои майсторки предпочитат геометричните фигури,строги и лаконични елементи,соларни знаци,,ромбове,но други предпочитат растителния орнамент .В Балхар е строго забранено участието на мъже в керамичното производство,вероятно произлизащо от матриархално време.Забранено било на мъжете дори да се докосват до грънчарското колело.Който нарушал това правило трябвало да угости шест човека от съответния дом,вероятно като жертвоприношение.Балхарското грънчарско колело се нарича жюлла.В Балхар се съхранил и друг древен ритуал – да се украсява пещта за изпичане чара с овнешки или кравешки череп с рога,за да е благополучно изпичането.По време на изпичането,което трае три денонощия се устройва ритуално пиршество с печени на жар овнешки глави.Считало се ,че пещта никога не трябва да е празна и затова след изпичането оставяли няколко бракувани съда.До средата на 20в съществували около 30 форми на балхарска керамика,много от тях изгубени .Съхранили се съд за вода - урша,кана-водолей – куннари,маслобойка – кучча.

Балхарска пещ - чара

DiTD085.jpg

Глинени играчки от Балхар

DiTD087.jpg

Съд за съхраняване на зърно или брашно

a9f7129b18e2.jpg

Кучча

balhar%2010.JPG

Куннари

balhar%209.JPG

www.liveinternet.ru

http://www.a-u-l.narod.ru/Markovin-V-I_Dorogami_i_tropami_Dagestana_pict.html

darovanie.ru

http://www.government-rd.ru/info/goncharnoe_iskusctvo_balhara

http://www.lakia.net/lak/resurce/crafts/ceramics.html

Съдът "Куннари" си е типичен български Крондир!

При балкарската, осетинската и българската свадба има някои общи неща: 1.залостването на булката и влизането на младоженеца който подкупва с пари близките на булката.

2.наличието на сватбено знаме!

При прохаждането на детето, при българите и осетинците са нареждат предмети около ниго и какъвто пръв хване - такова занятие ще си избере като порастне.

Обичаят пеперуда (дудула) и леенето на куршум също го има при кавказките народи.

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

Чеченски учени ли твърдят това или чеченски легенди?

Легендата е открита от етнографа С.Хасиев.Чеченците,за разлика от нас си имат генеалогически тептари.Етнографът дали вярва в нея или не не знам.За съжаление не са ми попадали генетически изследвания за чеченците.Вече на няколко места чета и тук също май съм споменавала,че чеченските общества,са доста смесени етнически.Иначе теории за произход много,както и на всякъде ,включително и аланска. :biggrin:

Като чета как учените ги роят теориите,кой как му уйдисват,май предпочитам да чета легендите ;)

Съдът "Куннари" си е типичен български Крондир!

Предполагам това

Kondir-(kraj-XIX-veka),-bus.jpg

При балкарската, осетинската и българската свадба има някои общи неща: 1.залостването на булката и влизането на младоженеца който подкупва с пари близките на булката.

2.наличието на сватбено знаме!

Може,ако желаете да напишете подробно или пък да дадете линк към източник

При прохаждането на детето, при българите и осетинците са нареждат предмети около ниго и какъвто пръв хване - такова занятие ще си избере като порастне.

Това и при карачаево-балкарците го има,може и при други етноси също

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител
За съжаление не са ми попадали генетически изследвания за чеченците

В един сайт www.rodstvo.ru намерих това:

выборка по чеченцам - 350 человек.

N=350 // Balanovsky in prep.

G - 5,83

I - 0,3

I2a - 0,3

J1 - 22,32

J2 - 59,65

L - 6,09

N1c - 0,37

R1a - 3,84

R1a1 - 3,84

R1b1b2 - 1,6

"Балановский О.П., Пшеничнов А.С., Сычев Р.С., Евсеева И.В., Балановская Е.В. Y-base: частоты гаплогрупп Y хромосомы у народов мира, 2010; www.genofond.ru"

В уикипедия за хаплогрупа J2 пише следното:

"Гаплогруппа J2 зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке и затем распространилась на Балканы и в район Средиземноморья. Представители гаплогруппы J2 изобрели земледелие и первыми стали одомашнивать животных, тем самым подарив миру скотоводство. В центральную Европу некоторые представители гаплогруппы J2 могли прибыть с одной из нескольких миграционных волн из Анатолии, частично с греками, финикийцами, или с римскими легионерами и поселенцами в начале нашей эры.

Филогенетическое дерево по номенклатуре YCC 2008

В Европе J2 наиболее распространена в Греции и Италии, где на её долю приходится до 30 %, а также в Турции и на Кавказе. Максимальная концентрация J2 наблюдается на Крите, где эта гаплогруппа, возможно, унаследована от минойской культуры[1]. Согласно новейшим исследованиям Sengupta et al.(2006) в Индии с достачно высоким процентом (3-8 %) встречается подгруппа J2b2-M241. Другая подгруппа J2a ограничена главным образом северо-западом субконтинента. Каким образом в некоторых индийских кастах появилось присутствие J2 (J2a и J2b) пока остается загадкой, такой же, как и высокий процент (14 %!) J2b-M12 у народности Саамы в Скандинавии.

Согласно научной публикации Di Giacomo et al.(2004) большое разнообразие J2 в турецком и южных европейских поселениях объясняется порождением вокруг Эгейской культуры, но не Ближнем Востоке. Дополнительно это объясняется и тем, что многие J2 были ограничены прибрежными средиземноморскими областями. Именно морская торговля вокруг средиземноморья, скорее чем более ранняя неолитическая сельскохозяйственная экспансия помогла распространению J2 повсюду в средиземноморском мире. В научной работе было подчеркнуто, что J2 «средиземноморский» или «эгейский» скорее, чем «семитский». Это найдено преимущественно в северных средиземноморских и турецких поселениях. Далее исследователи поддержали версию, что некоторые подгруппы J2 (например, J2b и J2a) кажется имеют более позднее происхождение, чем начало неолитической революции и распространились в Эгейский период к остальной части Европы в течение расширения греческой цивилизации."

В Архаические мифы и образы в современном языке Харсиев пише:

"Рассмотрим некоторые архаизмы, используемые в устной речи, не совсем понятные на первый взгляд современнику, например, выражение (проклятье) – «АстарагI вузийла хьо», означающее в буквальном смысле следующее: «чтобы тебя Астарт накормил сырой землей», проклятия, как и различные клятвы, являются обращением к высшему божеству. В приведенном выражении содержится требование смертного наказания, на чью то голову обращенное к давно забытому божеству «Астар» или «Астарат».

Ингушское понятие «Астар» или «Астарат» соответствует образу мифологической богини земного плодородия и любви древних сирийцев и финикийцев – «Астарте и её супругу Астару».

«Астар, Истар древнесемитское астральное божество, олицетворяющее планету Венера, мужская параллель Астарты и Иштар. В западносемитской мифологии Астар – хананейско-аморейский бог, почитавшийся наряду с Астартой, очевидно как её супруг.

...

В архаические времена образ Астара, Астарты занимал определенное место в мифологическом пантеоне народов Северного Кавказа. В поздние времена, возможно, нашел своё олицетворение в образе Тушоли.

Астар – один из претендентов на власть над миром: Илу передает ему власть после смерти Балу.

Балу, как и Алла, известные еще со времен Вавилона, следующие образы мифологии ингушей дошедшие до нас из глубокой древности.

«Алла, Белл, у ингушей и чеченцев – наиболее архаичные божества; предсказывают судьбу людей, будущее. Существовало представление о том, что Алла, Белла, могущественней бога и молнии Сели. Их именами клялись в особо важных случаях».

Заклинание: «Алла, Белла аьлча….» – в переводе с ингушского «во имя добра или зла», является ярким свидетельством персонификации образов Аллад и Балу, как духов добра и зла в ингушской мифологии.

...

«Илу { Ил (угарит., финик.), Эл, Эла (финик., иврит), Имум, Имим, Элим (угарит., финик.)}. В западносемитской мифологии – верховный бог, демиург и первопредок. Илу предстает как добрый, мудрый и милосердный старец. В эллинистический период Илу отождествлялся с Зевсом и Кроносом, реже с Ураном».

Ингушская пословица гласит: «Iуйла йоацаш даь хIама, бала боацаш хургдац, – «необдуманные действия приводят к беде», Илу, «Iуйла» с ингушского языка переводится как мысль, дума, бала – беда. Пословица демонстрирует диалектическую связь двух понятий, Илу и Балу, потерявших своё первоначальное мифологическое значение, но сохраняющих семантический смысл в современном языке.

...

Такие термины ингушского языка как: Сайрена – вечер и Iуйрена – утро, ассоциируются с терминами Селена [ греч. Selёnё ] – в древнегреческой мифологии – богиня луны и Эйрена – («мир») в греческой мифологии персонификация мира, одна из трех гор, ведавших сменой времен года. Утро подобно миру, дающему надежду на новую жизнь.

Членение мира различными языками выявляется, согласно Гумбольдту, «при сопоставлении простого слова с простым понятием». При этом далеко не безразлично, замечает немецкий исследователь, «использует ли один язык описательные средства там, где другой язык выражает это одним словом»."

Link to comment
Share on other sites

  • Потребител

За именната система на кумиките - няколко откъса:

"Есть некоторые общие с монгольским языком имена: Пургьан "святой", Нугьай "собака", Сайыт "знатный человек". Большинство имен общеалтайского пласта до сих пор широко используется в тюркской, в том числе кумыкской антропонимии, которые являются наиболее древними в системе кумыкских личных имен: Алтын "золото; золотой", Арслан "лев", Чопан "Венера" и др.

...

"Звериные" имена Арслан "лев", Къаплан "тигр", Бёрю "волк" - это мифологемы, которые указывают на принадлежность к данному роду, восходящему к мифическому прародителю - "зверю". "Звериные" имена у тюрок не были случайностью, они считали, что носители подобных имен будут иметь качества этих животных. Часто ребенка нарекали в честь тотемного животного племени или рода.

...

2. Булгарские имена,...Манай "большой, старший, великий", Мантай (Манташ ласкат.) "большой, неуклюжий", Телекъай от теле "целеустремленный" + Акъай, Тункъатар от тун "слава" + къатар "затвердеет, утвердится", Шамсувара "грозный сувар", Шамхал "шавхал, верховный правитель", Заза (ласк. Зазай) "цветение" Зазабике, Зазакъ (диал. Зазюк) "цветок", Папа (ласк. Папаш, Папуй) "мать". Алмасхан от Алмас + хан.

Имя хана волжско-камских булгар, жившего в X веке Алып "великан, исполин; богатырь". Это имя встречается в эпитафиях на надгробных камнях могил волжских булгар. Чутай "луч, сияние, свет".

...

Некоторые имена, выражающие желание родителей видеть свою дочь красивой, обаятельной, также восходят к древнебулгарскому периоду Аривай от арив "красивая" + ай "луна", Аривзат "красивая вещь, нечто" от арив "красивая" + зат "вещь, нечто", Аривкъыз "красивая девушка", Гюнарив "прекрасное солнце, день", Жанарив "красивая душа", Мингарив "тысячекратно красивая".

...

К старым собственно кумыкским именам относятся и дезидеративы: Ольмес "не умрет", Къалсын "пусть останется", Къызтаман "хватит девочек", Къоркъмас "мужественный" и др., а также зооморфное Борахан, где бора "верблюд-самец" [Сатыбалов: 100]. Многие фамилии рассказывают о былых суевериях: в семьях, где часто умирали дети, новорожденным, чтобы обмануть "нечистую силу", давали имена-обереги: Табулду "нашелся", Къалсын "пусть останется", Оьлмес "не умрет", Улангерек "мальчик нужен".

...

До трехчленной антропонимической системы у кумыков существовала двучленная антропонимическая система, в соответствии с которой вместо фамилии называлось имя отца с последующим уланы "сын" и къызы "дочь": Шихмирзаны уланы Руслан "Руслан сын Шихмирзы", Анварны къызы Асият "Асият дочь Анвара".

Имена, усвоенные из горских (нахско-дагестанских) языков, носят единичный характер и представлены чеченским Яха "пусть живет" в хасавюртовском диалекте, где последнее, наряду с редким мужским Ваха в том же значении, использовалось первоначально, по всей видимости, в качестве второго имени-оберега.

...

Высокая степень сохранности характерна, во-первых, для личных имен, связанных с наименованиями объектов мира природы: это и названия неба (Бога), небесных тел (солнце, луна, звезда), метеорологических и атмосферных явлений; названия металлов и минералов (камень, железо, золото, серебро), названия из разряда зоологической лексики. Во-вторых, для имен, связанных с наименованиями объектов мира человека: это обозначения социальных, в том числе и семейных отношений (термины родства, титулатура). В-третьих, прилагательные цветообозначения (акъ "белый", сари "желтый", къара "черный", гёк "голубой"); из прилагательных других семантических разрядов - уллу "большой", гиччи "маленький". В-четвертых - имена, связанные с глаголами состояния (тур - "стоять; пребывать", тол - "становиться полной, входить в фазу полнолуния - о луне") и глаголами других семантических разрядов (бер- "давать", къач- "бежать; убегать").

...

Для древнего общества роль имени для человека трудно переоценить. По древним представлениям, личность человека и его имя были органически связаны, более того, имя выполняло и важнейшую охранную функцию, обеспечивая его носителю защиту от злых (или покровительство со стороны добрых) сверхъестественных сил, выполняя тем самым те же функции, что и обряды, и шаманские гимны, связанные с рождением, пеленанием и воспитанием детей.

...

Важнейшей особенностью древнетюркской антропонимической системы была многоименность членов общества, главным образом его высших, аристократических слоев, т.е. широко распространенная традиция получения нового имени при смене статуса и места в общественно-политической системе. "Многочисленные имена одного человека были своего рода координаторами, позволяющими определить его место в семье, его положение в роде, в частности, его связи с предками" [Иорданский].

В тюркских рунических памятниках (ТРП) неоднократно указывается на факт получения er ati - геройского имени.

...

Исследователи древнетюркской эпиграфики и ряда других памятников подчеркивают, что древнейшие надписи упоминают исключительно официальные титулы каганов и никогда не называют их имен или титулов, которые они носили до восшествия на престол. Более того, многие ученые отмечают сложность точного прочтения и абсолютно точной идентификации титулов, имен собственных (антропонимов) и именований родства.

...

Личное имя, даваемое при рождении или взрослому человеку, и служащее для идентификации личности в пределах небольших социумов (семья, род, община, может быть отчасти племя). И, видимо, вследствие живучести архаической традиции, согласно которой в антропонимии действовал принцип Nomina sunt odiosa - "Имена одиозны" (в смысле не подлежат оглашению), эта категория почти не получила отражения в памятниках ранней древности. Этот принцип также активно способствовал многоименности (условной) представителя древнетюркского общества. Личные имена в этом смысле почти не упоминаются в рунических памятниках, поскольку в них повествуется, главным образом, о жизни и деятельности верховных правителей или, во всяком случае, лиц царской крови и приближенных к ним людей.

...

В хронологическом плане личные имена имеют активное функционирование с древнейших времен до наших дней. Наряду с этим и до сегодняшних дней сохранились реликты обычая скрывания имени или наличия внутрисемейного имени, существующего в кругу семьи, наряду с официальным именем.

2. Er ati - "геройское имя" или "мужское имя". Его удостаивались лица, своей доблестью завоевавшие себе славу. Естественно, что в эпитафиях приведены лишь геройские имена представителей высших кругов древнетюркского общества, наиболее видных его представителей: каганов, наследных принцев, выдающихся военачальников, беков и проч.

Вместе с тем, следует отметить, что факт получения "мужского имени" характерен для большинства древних обществ и знаменует собой акт инициации - обрядов и испытаний, освящающих переход юношей (и девушек) в категорию взрослых. Но уже в давние исторические времена тюркского общества слово er стало связываться с представлениями о богатырстве и геройстве, хотя и сохраняло ясно выраженную тенденцию к стилистической нейтральности, означая не столько богатыря, героя, сколько просто мужчину, чаще всего воина.

...

3. Родовое имя. В ряде случаев имело важное функциональное значение. Оно могло служить своего рода кодификатором, фиксирующим отношение данного лица к определенному роду, что давало ему определенные преимущества перед другими.

...

В китайских источниках зафиксировано множество антропонимов, которые учеными связываются с названиями родов уйгуров: Цзюэлоу - имя уйгурского министра и Kurebir - название рода у уйгуров, Pugu - имя министра и Bugu - название уйгурского рода, Еloxe Milige - Jaglakar Bilge, уйгурский каган, Adiz - уйгурский министр и Adiz - название одного из телесских родов и проч.

Точно так же гуннские, сабирские и булгарские имена собственные представляли собой первоначально не конкретные мужские имена собственные, а скорее названия родов, к которым принадлежали носители этих имен.

Родовое имя давало его носителю особые права и потому тщательно оберегалось и охранялось. Употребление родового имени как составной части антропонима встречается и в наше время в неофициальной антропонимии (см., например, межулусные именования у бурят), т.е. категории имен, основным компонентом которых является внутрисемейное имя, дополненное названием рода или улуса.

В древнем обществе родовое имя в качестве антропонима отражало систему биологических связей внутри- и межпопуляционного характера и имело глубокое философское основание, интегральную социально-биологическую природу эволюции популяций человека. В языке, как одной из социальных систем, отражаются не только "верхние этажи" популяционной иерархии (этнонимы), но и общности более низких рангов.

...

Многочисленный пласт составляют имена, как правило, заканчивающиеся титулами: хан, бий, бек, герей, мирза (мурза). Иногда титул ставился перед именем, но по сути, это не имело значения. Исключение составляет слово бек: когда оно пишется в начале слова, то имеет значение "крепкий" (Бекболат, Бекташ, Бектемир); в конце имени, как правило, означает титул (Къарабек, Муратбек, Наврузбек). Титул бий в женских именах часто встречается в усеченной форме би: Бике, Сарабика, Сююмбика."

...

Личные имена кумыков.

Нурмагомед Гаджиахмедов

Link to comment
Share on other sites

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...